8 сентября 2015, 10:55

Игорь Орлов: мы строим Северный морской шелковый путь

ИТАР-ТАСС/ Андрей Липницкий

Врио губернатора Архангельской области рассказал о реализации проекта строительства железнодорожной магистрали "Белкомур"

3 сентября в Пекине подписано соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" между ОАО МК "Белкомур" и китайской корпорацией "Poly Technologies, Inc". Впервые за долгие годы проект обрел реального инвестора и четкие сроки реализации. О ближайших перспективах трассы "Белкомур" рассказывает временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Игорь Орлов.

– Игорь Анатольевич, какие перспективы подписание соглашения открывает перед Архангельской областью?

– Подписанное соглашение предполагает, что компания "Poly Technologies, Inc" станет генеральным подрядчиком проекта: примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых участков (712 километров магистрали) и модернизации действующих отрезков (449 километров железной дороги).

Планируется, что ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" и китайские инвесторы вместе создадут специальную проектную компанию для подготовки предложений в адрес правительства РФ о заключении концессионного соглашения по проекту.

Для Архангельской области подписание соглашения открывает перспективы огромных инвестиций, которые придут в регион и будут работать на интересы жителей области. Во-вторых, любая дорога даёт мощный дополнительный эффект, связанный с тем, что в процессе её строительства задействуется инфраструктура региона. Вместе с "Белкомуром" импульс к развитию получит и регион. Будут возводиться новые дороги, появятся новые энергетические системы, открывающие хорошие перспективы для территорий, по которым будет проходить железнодорожная трасса. Конечно же, мы через реализацию проекта рассчитываем получить более комфортный доступ к нашему основному сырью – лесу. Рассчитываем, что природные богатства, которые будут располагаться рядом с дорогой, тоже будут вовлечены в процесс развития. Это и строительство карьеров, и разведка месторождений различных природных ископаемых. Всё это будет открыто для более эффективного использования.

Справка

Проект "Белкомур" (Белое море – Коми – Урал) предполагает строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар – Соликамск (Пермь) протяженностью 1161 километр, выступая логистической основой комплексного промышленного и инфраструктурного развития регионов Европейского Севера России.

Инициаторами проекта выступают Архангельская область, Республика Коми, Мурманская область и Пермский край. Строительство "Белкомура" активно поддерживают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Кировская и Свердловская области, Республика Карелия.

– Отразится ли реализация проекта "Белкомур" на строительстве глубоководного района морского порта Архангельск?

– Это главное условие, которое существует со стороны наших китайских партнеров: для них вопрос безусловной связи порта и дороги является первостепенным. Само соглашение подразумевает прямую связку и одновременный запуск мощностей и дороги, и порта. Для нас это будет дополнительный эффект. Строительство глубоководного участка порта включено  в госпрограмму Минтранса РФ до 2020 года.

– Проект "Белкомур" – долгосрочный, о нем говорят очень давно. Можно ли сейчас сказать, что подписание соглашения стало прорывом?

– Безусловно. Определен четкий срок, когда все заинтересованные стороны планируют начать получать с него дивиденды. Это 2021 год. Всем понятна схема финансирования и экономика проекта. Сейчас вопрос стоит только за организационно-юридической работой. Должны быть выстроены этапы финансирования. Для этого стороны договорились создать специальный комитет, который будет заниматься отработкой всех документов, чтобы в этом году получить их все "на-гора". В организационный комитет с российской стороны вошли четыре субъекта РФ: Архангельская область, Республика Коми, Мурманская область и Пермский край. С китайской стороны в комитете участвует вице-президент компании "Poly Technologies, Inc". И мы договорились, что корпорация откроет в Архангельске своё представительство. Переговоры в этом направлении уже идут. Очень скоро в Архангельске может появиться  представительство корпорации, входящей в состав 500 самых крупных компаний мира.

– Какую роль в реализации проекта "Белкомур" играют китайские партнеры?

– Любой крупный проект такого рода подразумевает, что все должны получить свою выгоду. Мы получаем ее за счет развития территории, создания дороги, новых транзитов перевалки грузов, появления новых налогоплательщиков и рабочих мест. А инвестор, вкладывая деньги, зарабатывает свою часть за счёт эксплуатации дороги. Дело в том, что магистраль будет находиться в концессии, при этом концессионные инвестиции подразумевают возмещение вложенных денег. Их будет возвращать государство, то есть федеральный бюджет, начиная с 2022 года. Само соглашение и все документы одобрены Правительством РФ: министерствами экономики, финансов, транспорта, иностранных дел и инфраструктурной компанией ОАО "РЖД". Все согласования получены, а сам проект "Белкомур" является составляющей Транспортной стратегии развития РФ.

– Делегации из КНР стали частыми гостями в Архангельской области. Что привлекает сюда китайский бизнес? Какие проекты и отрасли экономики ему интересны?

– Это вопрос эффективности вложения инвестиций. Взять, к примеру, ту же дорогу вместе с портом. Новый маршрут движения – это, по сути, Северный морской шелковый путь. Для китайских партнеров транзит, система коммуникаций с Россией и дальше с Европой является вопросом развития их экономики. Второй момент: инвесторы получают доступ к арктическим проектам. А сегодня все понимают, что приход в Арктику и участие в освоении этого глобального проекта обязательно принесет свои дивиденды.

Кроме того, наших китайских партнеров очень  интересуют проекты в энергетике. Сегодня мы прорабатываем крупный инвестиционный энергетический проект с компанией "Хуадянь". Китайские компании отлично понимают, что, вложив деньги туда, где требуется электричество и тепло, можно заработать вполне разумные дивиденды.