Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Президент Татарстана: "Муниципалитеты – наша опора"

26 ноября 2011, 19:50 UTC+3
"Власть на местах оперативно может донести задачи, поставленные руководством республики, до населения, обеспечить "обратную связь", – заявил глава Татарстана
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

КАЗАНЬ, 26 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Николай Сорокин/. Местное самоуправление – самая большая, многочисленная ветвь власти. В Татарстане она представляет 989 муниципальных образований – от миллионной Казани до малых, с десятками индивидуальных домов, деревень и поселков, отдалённых от столицы республики. Эта ветвь - самая близкая к народу, и она призвана повседневно решать насущные задачи населения.

"Муниципальные органы власти – наша опора", – говорит президент Татарстана Рустам Минниханов, высоко оценивая Совет муниципальный образований Татарстана. "Именно власть на местах оперативно может донести задачи, поставленные руководством республики, до населения, обеспечить "обратную связь" – информировать о проблемах, которые волнуют жителей в городах, районах и сельских поселениях. Нам нужна ваша поддержка", – заявил глава Татарстана на 6-м съезде Совета муниципальных образований республики, прошедшем в ноябре в Казани.

"Наш Совет создан шесть лет назад, – рассказал председатель Совета муниципальных образований Татарстана Минсагит Шакиров, ранее более двадцати лет руководивший одним из сельских – Черемшанским районом республики. - Возникшие на пустом месте, новые органы за первый 2006 год получили доходы в 15,2 млрд рублей, а в текущем 2011 году они вырастут почти вдвое и составят более 28,5 миллиарда рублей".

Местная власть, по словам Шакирова, в силу своих возможностей и компетенций решает экономические, социальные вопросы. При этом стабильно растёт сельскохозяйственное производство, несмотря на экстремальную погоду последних двух лет сохранено поголовье скота. На селе медленно, но последовательно развивается малый бизнес, фермерство. Появилось новое движение – семейные фермы с небольшим, в 3– 10 голов скота. Развернулась борьба за создание в этом году в республике 11 тыс мест в детских садах. В городах и районах, добавляет собеседник, реализуется масштабная программа капитального ремонта жилья. За последние четыре года отремонтировано столько жилья – равный объёму капитальное строительства в двух районах, такого никогда не было в истории республики.

А теперь по инициативе президента Татарстана разворачивается новый проект – капитальный ремонт всех школ республики.

Но руководитель нового органа прекрасно знает и проблемы, возникшие перед молодым органом власти. Когда создавали муниципалитеты, государство передало в собственность местному самоуправлению недвижимого имущества на 300 млрд рублей. Соглашения были подписаны торжественно, но эйфория скоро прошла, за имущество надо отвечать, а денег на его содержание не выделено. Так сказалась поспешность создания муниципальных образований.

Одна из тяжёлых проблем, по словам Шакирова, возникла с плотинами, прудами, другими гидротехническими сооружениями. Муниципалитеты приняли их на баланс не в лучшем техническом состоянии. Но сразу нашлось множество проверяющих, они начали наказывать глав муниципальных образований за не соответствующее нормативам содержание этих сооружений. В одном из сельских районов по представлению органа контроля суд решил, что в течение полугода три села должны привести свои плотины в норму. Но чтобы починить одну плотину, требуется 3 млн рублей, а это весь годовой бюджет села. А если глава и возьмётся за ремонт плотины, его накажут за нецелевое расходование средств. На эти цели в бюджете не предусмотрены средства. Тогда суд решил наказать главу за неисполнение решения суда.

В другой деревне пожарный инспектор составил документ, что на его территории отсутствует пожарное депо, хотя его строительство не входит в полномочия местного самоуправления/МСУ/. В результате появились районы, где не осталось ни одного "ненаказанного" главы. В связи с этим Шакиров предлагает упорядочить работу контрольных органов. "В Татарстане планируется создать орган, который бы упорядочил вопросы проверок муниципалитетов со стороны проверяющих органов. Контроль над контролёрами – это вынужденная мера, диктуемая жизнью", – говорит глава Совета.

Шакиров признается: "Слаба правовая подготовка кадров, потому боятся главы ходить по судам". В связи с этим есть решение, согласованное с властями республики, – создать при Совете муниципалитетов квалифицированную юридическую службу. "Проблемой с бородой" глава Совета окрестил проблему с дорогами, ведь не хватает средств на их содержание, ремонт и прокладку трасс с твёрдым покрытием. Ещё большая проблема – содержание мостов внутри сельских поселений, большинство которых старые, деревянные, приходят в негодность от мощной техники. "К сожалению, деревенскими мостами никто не занимается в нашей стране», – с горечью констатирует руководитель Шакиров.

Говоря о 101-м федеральном законе о местном самоуправлении, Шакиров уверен: "закон действующий, динамичный". Но в него уже внесено более 50 прямых поправок, а через другие нормативные акты – ещё столько же поступило изменений.

Документ, говорят эксперты, был написан по канонам классической системы муниципалитетов Европы, в основном Германии, но с использованием наших традиций, национальных особенностей и прошлого опыта. В дореволюционной России было местное самоуправление – волости, земства, которые уничтожили после Октябрьской революции. Но жизнь заставляет вносить коррективы.

"Эти поправки не навязаны сверху, а в основном внесены по предложениям самих муниципалитетов из субъектов России", – заверяет глава Совета. Другая беда, по мнению Шакирова, местное самоуправление, особенно сельские поселения, пока что стопроцентно зависимы от государственных органов власти – глав районов при формировании бюджета. С этого и начинаются проблемы МСУ – бедность. Но руководитель Совета верит, что со временем будут отработаны жёсткие нормативы, каждый "муниципалитет начнёт подсчитывать свой бюджет и будет смело отстаивать его перед районным бюджетом". Тогда глава села осознает, что именно он хозяин на своей земле.

Масса нерешённых задач, неожиданных проблем осложняет вопрос с кадрами, говорит собеседник. За пять лет в половине сел поменялись главы. За последний год переизбрано 68 глав. Причины разные – кто-то силы не рассчитал, другой не воспринял несправедливый метод "тотального наказания" глав. Во времена сельсоветов такой ситуации не было.

Руководство республики оказывает постоянную поддержку и помощь местному самоуправлению. Так по инициативе президента Рустама Минниханова решено за полугодие всем главам МСУ подарить персональные ноутбуки. В Татарстане внедрена новая ИТ- технология "Электронное правительство", следовательно, и низовая власть должна к ней подключиться, решать проблемы населения сообща, используя поддержку государственной власти.

"Если уж учителей мы обеспечили этой техникой, власть на местах тем более должна идти в ногу со временем, шире использовать в своей деятельности информационные технологии", – подчеркнул Рустам Минниханов на съезде муниципалитетов.

На съезде поднимался ещё один вопрос – об уровне зарплаты муниципальных служащих, который ниже всякой критики. Делегаты попросили рассмотреть возможность оплаты труда глав муниципалитетов "в разрезе" стажа работы. И было найдено принципиальное решение руководства республики о повышении зарплаты работникам местного самоуправления. "Мы этот вопрос решим", – заверил Минниханов.

Нельзя не назвать ещё одну новинке Татарстана, которая внедрена впервые в России. Указом президента республики учреждена медаль "За заслуги в развитии местного самоуправления в Республике Татарстан". На шестом съезде совета муниципальных образований награда под первым номером была вручена экс-президенту, Госсоветнику республики Минтимеру Шаймиеву.

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама