Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Названа предполагаемая причина аварии ракеты-носителя "Протон-М"

16 июля 2013, 19:51 UTC+3
Официальные данные будут объявлены до конца недели
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Роскосмос

Фото ИТАР-ТАСС/ Роскосмос

МОСКВА, 16 июля. /ИТАР-ТАСС/. Главной причиной аварийного запуска 2 июля ракеты-носителя "Протон-М" с космодрома Байконур стала неправильная установка и, соответственно, некорректная работа датчиков угловых скоростей /угловых акселерометров/. Об этом сообщил сегодня ИТАР-ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

Человеческий фактор

"Есть очень много подтверждений этому: при старте ракету начало кренить в сторону, а дальше, вместо того, чтобы "погасить" этот крен, ракета-носитель начала раскручиваться вокруг своей оси. Конечно, проблема в неправильной установке датчиков, и это, безусловно, человеческий фактор", - проинформировал источник.

Собеседник агентства опроверг появившуюся в ряде СМИ версию о том, что при подключении угловых датчиков могли быть перепутаны полюса. "Этот вариант был отброшен, так как в этом случае датчик не реагировал бы вообще", - уточнил источник. Напротив, данные анализа свидетельствуют, что датчики продолжали работать. "В ходе расследования обстоятельств выяснилось, что система управления ракетой получала некорректные данные о ее ориентации в пространстве от датчиков, из-за чего ее и "закрутило" сразу после старта", - сказал источник. При этом он добавил, что при производстве датчиков никакого брака допущено не было, и проблема именно в сборке, однако не уточнил, как именно неправильно были установлены акселерометры.

"Темно-коричневый дым, который шел из одного из двигателей первой ступени ракеты при старте, свидетельствует о том, что при повышении температуры в двигателе произошел пожар, вследствие чего из него начал выходить окислитель", - отметил источник. "Кроме того, по данным телеметрии, давление в камерах сгорания первой ступени ракеты составляло 90 атмосфер, а не 150, как должно быть", - добавил он. Источник подчеркнул, что "это /пожар/ могло стать дополнительной причиной нештатного запуска". Недостаток давления, пояснил он, теоретически позволил бы ракете взлететь, если бы остальные системы отработали нормально.

Последующее падение "Протона" неподалеку от стартового стола стало следствием срабатывания автоматической системы увода аварийной ракеты от места запуска, отметил источник. "Нештатный полет ракеты начался сразу после отрыва, система управления ракеты-носителя пыталась выровнять ракету, а потом перешла в режим увода "Протона" от стартового комплекса, чтобы избежать столкновения с пусковой установкой. Из-за сильных перегрузок "Протон" начал разваливаться в воздухе, загорелся и взорвался", - сказал собеседник агентства.

Как сообщил, в свою очередь, корр.ИТАР-ТАСС источник,   близкий к аварийной комиссии, которая расследует причины нештатного старта "Протона-М", кроме названных причин "могут быть и другие".

Предполагается, что предварительные официальные данные о причинах аварийного запуска ракеты-носителя "Протон-М" будут объявлены до конца этой недели.

Ракета взорвалась сразу после старта

Носитель "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовал с 81-й площадки космодрома Байконур ровно в назначенное время - 2 июля в 06:38 мск. Однако почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, перешла в падение, начала распадаться в воздухе, взорвалась и упала неподалеку от места старта.

Российские ракеты-носители тяжелого класса "Протон", работают на высокотоксичном гептиле и амиле. В упавшей на старте ракете "Протон-М" находилось почти 500 тонн токсичного топлива, которые могли после крушения попасть в атмосферу и почву. Сразу после аварии экспертами была проведена оценка территории и степень загрязнения окружающей среды, которая показала, что гептильное загрязнение на Байконуре минимально, поскольку ядовитые вещества сгорели при взрыве. Спустя четыре часа после аварии наличие вредных веществ в почве и воздухе в районе ЧП не было зафиксировано.

По факту аварии было возбуждено уголовное дело. 

Аварии в истории российской космонавтики с 2010 по 2013 годы 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама