Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на Всемирном медиа саммите

5 июля 2012, 11:45 UTC+3

Значение медиа и средств массовой информации будет возрастать, и более острым станет вопрос взаимоотношения государства и средств массовой информации, считает он

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Добрый день, дорогие друзья!

Благодарю за приглашение на ваш саммит и рад всех вас приветствовать в Москве. Уверен, что эти дни будут для вас результативны и интересны.
Со своей стороны, хотел бы поделиться своими мыслями о настоящем и будущем медиа-индустрии и о современной общественно-политической жизни России, в которой работа парламента играет сейчас большую роль.
Начну с первого вопроса. Многие дискуссионные темы, включённые в программу вашего саммита, вытекают из очевидных тенденций в глобальном мире информации. Современные технологии всё больше используются традиционными СМИ. Печатные издания, телевидение, радио – научились работать в этих новых реалиях и думают не только о содержательной стороне своих материалов, но и об их систематизации и дизайне сайтов.
Ещё один вызов для вашей индустрии – это смешение жанров в результате появления блогерства. По мере роста своей популярности сетевые авторы начинают считать себя профессиональными журналистами. И часто – это действительно талантливые и подготовленные люди. Но означает ли это, что профессиональная этика, достоверность и чувство ответственности журналиста начинают терять свою социальную значимость?
Этот вопрос, конечно же, адресован вам. К примеру, один из известных принципов работы медиа-корпораций – новость должна быть подтверждена как минимум из двух источников. Всегда ли соблюдается это правило пользователями соцсетей? Или ещё вопрос – как найти баланс между свободой слова и правами человека? Включая право на жизнь, ведь Интернет-пространство открыто для всех – в том числе и для тех, кто несёт угрозу жизни, правам и свободам человека.
Уверен в двух вещах: во-первых, в XXI веке облик СМИ, их функции и принципы работы, кардинальным образом изменяются. Просто потому, что в условиях, когда любое частное лицо имеет возможность легко создавать, упаковывать и распространять контент, традиционные СМИ лишены той монополии на информацию, которой они обладали всего лишь двадцать лет назад. Во-вторых, я уверен, что СМИ просто обязаны как можно скорее занять свое исключительное место в информационном пространстве, хотя бы для того, чтобы не допустить информационного хаоса, защитить общество от манипуляций и подтасовок недобросовестных профессионалов, умело использующих новый медийный инструментарий далеко не всегда в добрых целях.
Уверен, что значение медиа и средств массовой информации в обществе будет возрастать, причем не исключаю, в геометрической прогрессии. И, безусловно, еще более острым станет вопрос взаимоотношения государства и средств массовой информации.
События так называемой "арабской весны" показали нам, что государство, жестко контролирующее телевизионный эфир и печатные издания, все равно может оказаться безоружным перед достаточно хаотичным сетевым движением граждан. Просто потому, что современные технические средства массовой коммуникации практически неподконтрольны и не поддаются регулированию. Это та данность, с которой мы живем сегодня, и с которой мы будем жить в дальнейшем.
Этот феномен, который мы наблюдаем - феномен электронной демократии - еще только подлежит изучению, однако уже сейчас мы с уверенностью можем сказать, что модель, при которой государство контролирует информационное пространство, используя исключительно административный ресурс и репрессивные меры, нежизнеспособно.
В этих условиях государство просто обязано бытьне только прозрачным и понятным, но и знаимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиа-сообществом.
С одной стороны, любое неосторожное движение госудраства в отношении СМИ будет воспринято, как попытка ограничить свободу слова и свободное распространение информации. С другой стороны, одна из функций любого государства - обеспечение безопасности граждан, в том числе информационной. В этом смысле, я считаю, необходимо организовать диалог для выработки общих правил, международно признанного эталона регулирования жизни СМИ со стороны властей с тем, чтобы это регулирование не мешало развитию демократического общества, но при этом сдерживало те возможные негативные формы новой информационной среды, с которыми сгеодня сталкиваются все страны мира. Пока что готовых рецептов, к сожалению, не существует, и я надеюсь, сегодня на саммите будут предложены новые модели отношений в рамках коммуникации власти и общества.
Следующая проблема в рамках взаимоотношений СМИ и власти, о которой я хотел бы сегодня сказать, - это проблема манипуляций общественным сознанием. Мы в России неоднократно сталкивались с достаточно однобокой и даже тенденциозной подачей информации о нашей стране в ряде иностранных СМИ. И зачастую это напрямую связано с конкретными политическими задачами, применением двойных стандартов.
Признаюсь честно, нам бы очень хотелось настроиться на позитивную волну взаимоотношений и поддерживать конструктивный диалог с вами, уважаемые коллеги, о том, что собой представляет сегодняшняя Россия. Это особенно актуально сейчас, по окончании сразу двух - президентского и парламентского - выборных циклов.
Уверен, что эти темы будут обсуждаться на вашем саммите.
Теперь – о российской политике, законотворчестве, новой Госдуме. Парламент, что называется по определению – самый открытый орган власти. И в Госдуме шестого созыва сегодня аккредитовано около 1,5 тысяч корреспондентов из 377 СМИ. Парламентский пул играет огромную роль в освещении хода законотворческой работы и формировании общественного мнения о самой Государственной Думе. Поэтому мы стремимся создать все условия для работы журналистов. Чтобы они получали оперативные и квалифицированные комментарии депутатов, необходимые справочно-аналитические материалы. И конечно – имели возможность в режиме он-лайн следить за ходом пленарных заседаний, свободно участвовать в заседаниях. Как результат – мы видим объективное информирование общества об идущих в парламенте процессах.
А они сегодня – как никогда – динамичны. Шестой созыв Госдумы работает в абсолютно новых условиях. Две подряд федеральных избирательных кампании добавили эмоций, наложили свой отпечаток и на общественные настроения, и на повестку законодателей.
Изменилась и внутрипарламентская ситуация – численность оппозиционных фракций существенно возросла. Но если кто-то видел в этом лишь  дестабилизирующий фактор, то он ошибался.
Уже эта, первая, сессия нового созыва показала, что парламент профессионален и ответственен. Несмотря на обострение политической конкуренции, Дума работает планомерно и чётко соблюдает Регламент. При этом она открыта для диалога со всеми политическими силами – включая те, которые в парламенте не представлены.
Думаю, что парламентская весна 2012 года запомнится как сессия политической модернизации. В России проведена масштабная политическая реформа. Через 3 месяца в ряде российских регионов состоятся прямые выборы губернаторов.
Одновременно – стали регистрироваться всё новые и новые партии. Если в период парламентских выборов 2011 года существовало всего 7 партий, то в силу применения нового закона, вступившего в силу в ходе этой сессии – их уже стало в разы больше. И в этой связи – перед российскими и зарубежными СМИ на ближайшие годы откроется множество новых направлений для профессиональной работы и аналитики.
Обновление политического законодательства будет продолжаться и дальше. Так, предстоит реформа обеих палат парламента. Об окончательной редакции законопроектов о выборах депутатов Госдумы и о порядке формирования Совета Федерации говорить пока рано – идёт их детальная проработка. Но уже сейчас можно утверждать: действующие нормы претерпят серьёзные изменения. Появятся дополнительные возможности для самореализации граждан и для развития политического процесса – тоже.
В эту сессию Госдума рассматривает и целый ряд законопроектов в области экономики. Поистине знаковый вопрос – вступление России в ВТО. В ближайшие дни парламенту предстоит подвести черту под многолетними переговорами. Да, в экспертных кругах есть разные мнения по этому поводу, но задача депутатов – услышать аргументы всех сторон, открыто обсудить и принять решение, обосновав его перед избирателями.
Кроме того, в Госдуме идёт работа над законопроектами о федеральной контрактной системе и о гособоронзаказе (приняты в 1 чтении). России необходимы современные механизмы, регулирующие этот значимый сегмент экономики. При этом – надо устранить условия для недобросовестных и коррупционных действий в сфере госзакупок.
Антикоррупционные цели преследует и введение контроля за соответствием расходов лиц, находящихся на государственной и муниципальной службе.
Наконец, считаю приоритетными задачи правового обеспечения культурной политики. Исходя из их стратегической важности, я предложил депутатам и руководству нашей страны разработать национальную программу модернизации культуры. А её ключевые положения – закрепить в новом базовом законе (действующий ныне акт принимался ещё 20 лет назад и просто «отстал от жизни»). Считаю необходимым предусмотреть в федеральном бюджете средства на такую программу. А её конкретные параметры – вырабатывать при участии всего общества.
Хотел бы особо остановиться сегодня на теме евразийской интеграции.
С начала 2012 года государства Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) образовали Единое экономическое пространство. Следующий этап – формирование к 2015 году Евразийского экономического союза. Мы ясно видим, что интеграция на постсоветском пространстве набрала высокие темпы, а её задачи – становятся всё более амбициозными. Понятно, что и роль межпарламентских контактов будет только возрастать.
Нынешних форматов – уже недостаточно. Они становятся нам «тесны», и мы вплотную подходим к вопросу о создании общего парламентского института государств ЕЭП. Сначала – Межпарламентской ассамблеи, а в перспективе и Евразийского парламента.
Конечно, это – вопрос не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Но я уже открыто заявил, что склоняюсь к модели полноценного Евразийского парламента – с законодательными полномочиями и формируемого в ходе прямых выборов.

Свой позитивный вклад в эти процессы могут внести мировые средства массовой информации. Мы ждем объективного освещения евразийской интеграции. Тем более, что в ходе интеграционных процессов качественно ускоряется социально-экономическая модернизация, снимаются искусственные разделительные линии, обеспечиваются равные условия труда и бизнеса.
Однако, нередко в мировых СМИ нашим странам уже заранее отказывают в праве на эффективное экономическое объединение и неоправданно отождествляют евразийское строительство с воссозданием СССР. Между тем, это совершенно не так. Евразийская интеграция - это очередной шаг к равноправному участию наших трех суверенных стран в мировом сообществе. Скажу больше, высокие темпы экономического темпа России, Белоруссии и Казахстана - важный фактор, противодействующий мировому экономическому кризису. В этом плане в успехе Евразийского проекта заинтересованы все страны мира.

Дорогие друзья! Мы, парламентарии, ждём от СМИ внимательного и профессионального освещения нашей работы. В том числе – в плане евразийской интеграции. Надеюсь, что журналисты окажутся в числе наиболее заметных экспертов по вопросам укрепления нашего взаимодействия.
Кто-то сказал, что «о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты».
В этой фразе есть лишь доля шутки, так как от СМИ действительно во многом зависит, как будут восприняты любые события и явления  гражданами наших стран, да и в целом – мировым сообществом.
На этом я хотел бы завершить свое выступление. Готов ответить на ваши вопросы.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама