Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Ракета "Протон-М" потерпела аварию из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей - Роскосмос

18 июля 2013, 12:13 UTC+3
Причиной стала ошибка монтажа на предприятии - производителе в ГКНПЦ им. Хруничева
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Роскосмос

Фото ИТАР-ТАСС/ Роскосмос

МОСКВА, 18 июля. /ИТАР-ТАСС/. Ракета "Протон-М" потерпела аварию из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей, сообщил сегодня журналистам председатель аварийной комиссии заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин.

"Этот аварийный полет длился 32 секунды, - сказал он. - Авария произошла из-за потери стабильности из-за нештатной работы датчиков угловых скоростей". Три из шести датчиков угловых скоростей на "Протоне-М" были установлены "вверх тормашками", причиной этого стала ошибка монтажа на предприятии - производителе в ГКНПЦ им. Хруничева. "Претензии - производственное нарушение, человеческий фактор", - подчеркнул Лопатин.

"Сейчас мы проводим переаттестацию, все работники эти допущены к работам. Электромонтажник, который занимался установкой датчиков - парень лет 30, он проработал на этом месте 15 лет и за ним не числится ни одного упущения, мастер, принимающий его работу, тоже молодой человек, опытный, а контролер ОТК - женщина. Все трое - опытные специалисты, но, безусловно, тут при сборке была допущена ошибка".

В то же время, сообщил Лопатин, сами по себе датчики были полностью исправны. "Все шесть приборов прошли испытания без замечаний и были допущены к установке на борт ракеты-носителя", - сказал он.

По словам замруководителя Роскосмоса, датчики угловых скоростей ПВ-301 производятся в филиале Научно- производственного центра автоматики и приборостроения /НПЦ АП/ им. Пилюгина в городе Саратове. "Однозначно выяснили, что перепутать что-то внутри приборов было невозможно", - отметил Лопатин. Он добавил, что при поступлении из НПЦ АП был произведен необходимый проходной контроль приборов. Лопатин также сказал, что невозможным видится комиссии вариант неправильного монтажа кабелей к датчикам.

Что произошло на космодроме Байконур

Носитель "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовал с 81-й площадки космодрома Байконур ровно в назначенное время - 2 июля в 06:38 мск. Однако почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, перешла в падение, начала распадаться в воздухе, взорвалась и упала неподалеку от места старта.

Замглавы Роскосмоса добавил, что до момента падения "Протона" аномальной работы других систем не наблюдалось. Несмотря на то, что двигатели на стартовом столе не набрали полную мощность, так как команда на старт прошла на 0,4 секунды раньше расчетного времени, потом двигатели работали штатно. Если бы не сбой в работе датчиков, "Протон-М" вывел бы спутники на орбиту, подчеркнул он.

Российские ракеты-носители тяжелого класса "Протон", работают на высокотоксичном гептиле и амиле. В упавшей на старте ракете "Протон-М" находилось почти 500 тонн токсичного топлива, которые могли после крушения попасть в атмосферу и почву. Сразу после аварии экспертами была проведена оценка территории и степень загрязнения окружающей среды, которая показала, что гептильное загрязнение на Байконуре минимально, поскольку ядовитые вещества сгорели при взрыве. Спустя четыре часа после аварии наличие вредных веществ в почве и воздухе в районе ЧП не было зафиксировано.

По факту аварии было возбуждено уголовное дело. 

Аварии в истории российской космонавтики с 2010 по 2013 годы

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама