Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Что происходит с коммуникациями в обществе?

3 октября 2011, 16:30 UTC+3

Дебаты не порождают новых идей, дискуссии не порождают новых теорий, концепций, точек зрения

Поделиться
Материал из 1 страницы
научный директор Фонда поддержки гражданских инициатив «Стратегия 2020» Борис Межуев

научный директор Фонда поддержки гражданских инициатив «Стратегия 2020» Борис Межуев

Ничего хорошего, считает Борис Межуев (на фотографии) модератор секции «Политическая культурная коммуникация», научный директор Фонда поддержки гражданских инициатив «Стратегия 2020».

Что-то происходит с коммуникацией, что-то происходит с диалогом, что-то происходит с дискуссиями. Дебаты не порождают новых идей, дискуссии не порождают новых теорий, концепций, точек зрения, более того - они построены  таким образом, чтобы препятствовать появлению каких-либо оригинальных и интересных точек зрения. Последнее время мы даже не можем похвастать, что в России появилась интересная оригинальная теория чего бы то ни было. Я имею ввиду, в первую очередь гуманитарную сферу, но думаю и сфера естественных наук как-то с этим прямо соотносится...

Большинство и меньшинство

Последнее время всё больше и чаще говорят о появлении в России таких двух социально-политических сущностях, как большинство и меньшинство. Если раньше эти термины имели сугубо политический характер, большинство поддерживало власть, а меньшинство выступало в оппозиции к ней, то в настоящий момент слово большинство и меньшинство означает что-то совсем другое, а какие-то особые политико-культурные реальности, особенно мы видим это в провинции российских регионов. Есть какая-то культура большинства, которая состоит из слушания российского шансона, из просмотра телесериалов, обычно отечественных, из какой-то поп-культуры. И есть культура меньшинства, которая, по большому счёту строится на потреблении культурного западного продукта. Это всё больше и больше обрастает идеологическими компонентами и часто от сторонников этого меньшинства мы слышим аргументы почти что российского характера, что большинство ни на что не способно, что это некультурный шлак...

Точки зрения

Существуют две точки зрения и это такой закон исключённого третьего, никакая третья последствующая точка зрения между крайностями оказывается не вписываемой в формат той или иной передачи или какого-то ток-шоу или вообще какого-то осмысленного разговора. Разговор в значительной степени оглупляет мнения, делает их очень простыми и кристальными и очень примитивными… Дело в том, что любая прогресс-мысль  - это всегда появление третей точки зрения, в какой-то степени снимающей крайности вот этих двух позиций. Вот этих точек зрения не появляется. Мы находимся в крайне обеднённой ситуации и это имеет не только чисто интеллектуальный характер, это имеет значение не только для нашей интеллектуальной жизни, но и для политической жизни, потому что, как говорили, «парламент у нас - не место для дискуссий», такая знаменитая фраза, но, оказывается, что ничто не место для дискуссий, негде этим дискуссиям проявиться. И поэтому политическая жизнь в какой-то степени пробуксовывает от этой непроговорённости всех основных сюжетов и тем и блокирования возможности выдвинуть какую-то точку зрения, которая будет в какой-то степени более адекватна для решения тех или иных серьёзных проблем, которые стоят перед обществом. Я думаю для региональной дискуссии, для регионального диалога это имеет даже ещё большее значение, потомучто там это напряжение между большинством и меньшинством или, как сейчас модно говорить «креативный класс», между «креативным классом» и всем остальным и это кажется ещё более заметным для представителей, сейчас уже не говорят интеллигенции, ну вот для регионального этого креативного  класса...

 
Ощущение полного духовного тупика

Почему возникает ощущение полного духовного тупика? Почему Россия всё менее делается интересной для самой себя. Могу сказать, как соредактор одного сайта, посвящённого Америке, я смотрю, что люди стали гораздо больше с  интересом писать о загранице, чем о своих собственных проблемах в России. Это - одна из тем Форума. Марат Гельман выступит на одной из секций собственно о том, как сделать российский город интересным, интересным для самого себя и других людей. Вот что могут для этого сделать те люди, которые организуют политическую коммуникацию. Могут ли они как-то иначе организовать эту политическую коммуникацию, чтобы жизнь стала интересней? Потому что, как ни странно – самые, вроде бы, интересные - это ток-шоу с драками почти что основных ведущих, а результат оказывается, что они уже надоедают, потому что нет ощущения прогресса, нет ощущения развития, есть ощущение тупика, который в конечном счёте сводится к крикам «За Сталина, против Сталина», сводится в лучшем случае к перебранкам, а в худшем, мы уже видим, к дракам просто...

 
Надеюсь, что те люди, которые в  максимальной степени попытались сделать российскую жизнь интересной Глеб Павловский, Юрий Сапрыкин - один из самых известных российских авторов гламурных изданий, фактически один из создателей журнала «Афиша», Сергей Доренко, если получится, то тоже примет участие в нашей секции, многие представители регионов, которые занимаются региональными проблемами. Все они, я думаю, смогут сказать что-то интересное на эту тему. Мне кажется, проблема назрела, потому что вопрос о привлекательности регионов, в том числе инвестиционной привлекательности регионов, эта проблема не сводится исключительно к созданию благоприятной финансовой, экономической, жилищной, транспортной инфраструктуры, не сводится чисто к экономическим проблемам, а это в первую очередь проблема интересности жизни, а это проблема неотделима от вопроса о дискуссиях и в первую очередь о дискуссиях, имеющих политический, наиболее острый политический характер.

 

Источник:

Фонд поддержки гражданских инициатив «Стратегия 2020»

 

Контактная информация:

Олег Мисюк, пресс-центр Форума.
Тел. +7 495 5102838
re-forum.ru

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама