МОСКВА, 12 июля. /ИТАР-ТАСС/. Следствие уверено, что срабатывание системы пожаротушения на подлодке "Нерпа", где 8 ноября 2008 года погибли 20 человек, не могло быть следствием технического сбоя. Такое мнение высказал в интервью, публикуемом сегодня "Комсомольской правдой", руководитель военного следственного управления СК РФ по Тихоокеанскому флоту полковник юстиции Виктор Грунин.
ЧП произошло во время заводских ходовых испытаний атомной подводной лодки в Японском море. На лодке, еще не принятой в состав ВМФ России, произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В результате во второй отсек, где спали люди, пошел газ, 17 членов сдаточной команды завода-изготовителя и трое военнослужащих погибли, еще 38 получили отравление.
14 октября прошлого года в Тихоокеанском флотском суде присяжные оправдали трюмного машиниста старшину Дмитрия Гробова, включившего, по версии следствия, систему пожаротушения, и бывшего командира лодки капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева, которому вменялось то, что он не обучил экипаж работе с новым оборудованием. В мае Военная коллегия Верховного суда отменила приговор, дело начинает слушаться второй раз.
Грунин развеял ряд мифов вокруг ЧП на "Нерпе". Так, комментируя информацию о том, что в отсек мог поступить вместо безопасного фреона ядовитый тетрахлорэтилен /оба газа вытеснят кислород/, он сообщил, что в ходе следствия были проведены более 140 уникальных экспертных исследований, в ходе которых было установлено, что люди погибли не от отравления, а от удушья, т.е. нехватки кислорода.
По его словам, в ходе следствия проверялась и версия несанкционированного срабатывания автоматики подводной лодки. Но на лодке была регистрационная аппаратура /аналог "черных ящиков" в самолетах/, которая фиксирует все параметры работы приборов и действия экипажа. "Именно благодаря объективным данным, зафиксированным указанной аппаратурой, было точно выяснено, с какого пульта управления вручную была набрана команда на подачу огнегасителя во 2-1 отсек АПЛ "Нерпа", - заметил Грунин.
Он отверг и версию бывшего командира лодки, заявленную им в СМИ после предъявления обвинения - о том, что в лодке была "сырая" /недоработанная/ аппаратура. "Следствие установило, что Лаврентьев не направил вышестоящему командованию ни одного доклада, в котором бы сообщалось о неисправном программном обеспечении пультов, установленных в отсеках, и невозможности в связи с этим выхода корабля в море, - сообщил Грунин. - В ходе предварительного следствия никаких фактов, указывающих на наличие дефектов в программном обеспечении автоматизированной системы управления "Молибден-И", не выявлено. Данные выводы поддержаны руководством Главного командования ВМФ России и наиболее квалифицированными специалистами в этой области".
По его словам, защита обвиняемых в ходе следствия не заявила ни одного ходатайства об экспертных исследованиях для проверки их версий.
В связи с этим, сообщил Грунин, позиция следствия остается неизменной: "мы считали и считаем, что Лаврентьев не принял должных мер к обучению подчиненного ему экипажа. А Гробов, будучи неосведомленным о принципах и предназначении установленной на АПЛ "Нерпа" новой техники, внезапно для находящихся на лодке людей включил систему пожаротушения, что и послужило причиной гибели большого числа гражданских специалистов и членов экипажа".