Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Социальные сети грозят «убить» итальянскую культуру общения

4 апреля 2012, 13:44 UTC+3 Вера Щербакова (ИТАР-ТАСС, Рим)
Итальянцы будут последними в списке на вымирание, пока на Апеннинах царит шум много, громко и одновременно говорящих людей
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

У меня нет «Фэйсбука». Немодно?! Ну или почти нет. Я зарегистрирована под творческим псевдонимом. Исключительно для работы. И «администратор» периодически пытается уличить меня в подлоге, угрожая закрыть страничку. У меня, правда, на ней все равно почти ничего нет, но социальные сети настолько «агрессивны», что, заставляют зарегистрироваться. Считается, не иметь к ним доступ почти губительно, особенно для журналиста.

«Фэйсбук», «Твиттер», «Вконтакте» и прочие, расплодившиеся с легкой руки «гениального шутника» /как следует из фильма Финчера «Социальная сеть»/ Марка Цукерберга, стали важным источником информации. Даже президенты сообщают о новостях государственной важности в коротких предложениях-шифровках «Твиттера». В сети информация появляется быстрее, чем в агентствах. Их роль информативного локомотива почти в прошлом. Даже авторитетные СМИ ссылаются на «Фэйсбук» и «Твиттер» /и, соответственно, национальные аналоги в каждой отдельной стране/. В общем, то, что социальные сети и Интернет в целом, где каждый второй, размещая блоги, ЖЖ, комментарии, стал журналистом – настоящий вызов профессии, второй древнейшей, очевидно. Но виртуальное общение, в плоскость которой все больше переходит бытовое общение, грозит убить культуру обыкновенного разговора.

А в Италии – это настоящее искусство, которым в совершенстве владеет любой коренной житель. Причем в одинаковой степени представители совершенно разных слоев населения. Иными словами, в разговоре стираются социальные границы, и уже неважно, кто перед тобой – профессор университета или автомеханик без высшего образования.

Итальянцы встречаются, чтобы поесть. А совместное застолье – это в первую очередь повод поговорить и, непременно, о еде. Эта тема в Италии, которая славится своим гастрономическим разнообразием, неисчерпаема. Рецепты, что, где, когда ел примерно в таком же духе, как это блюдо готовит бабушка, причем не своя, а двоюродной сестры жены брата друга... Говорят, конечно, и о политике, и о футболе, и о насущных проблемах – для журналиста кладезь информации и энциклопедия жизни «страны пребывания».

Итальянцы со смаком могут долго и упорно обсуждать каждую деталь, многословно и поэтично, вне зависимости от того, деталь ли это автомобиля, личной жизни товарища или окружающего пейзажа. Речь у итальянцев льется без дополнительных стимуляторов, как водится у нас – алкогольных. В итоге ужины, начинаясь в восемь, заканчиваются далеко за полночь не из-за количества выпитого, а сказанного. Прощание продолжается еще не менее получаса, потому что после пресловутого «чао-чао» находятся недообсужденные темы. Договаривать приходится уже на пороге дома, ресторана, машины....

Зайдя в аптеку на пять минут, выходишь через полчаса. Знаешь все о домашних делах лавочника, у которого покупаешь свежее мясо или творог. Сопереживаешь последним любовным неудачам бармена или официантки из бара напротив. Именно на таком общении строятся межчеловеческие отношения, более тесные и душевные к югу и внешне поверхностные и холодны на севере.

И вот этой «фольклорной» культуре угрожает современный век поголовной компьютеризации и виртуализации. В основном, разумеется, это касается больших городов и молодежи. Все чаще встречаются группы молодых людей, дружно уткнувшихся в «ай-пэды» и «ай-фоны» и погруженных в виртуальное общение, часто с собственным соседом. Распространение современных технологичных средств в Италии больше объясняется не стремлением к инновациям, а врожденной модностью или, точнее, пижонством. Несколько сотен итальянцев, простояв более суток в очереди за новым «ай-пэдом», чтобы быть первыми обладателями новинки, встретили открытие дверей римского магазина «Эппл» победными криками, примерно как на стадионе после победы любимой футбольной команды. Реакция южан была несколько более темпераментной, чем в других странах Европы, где в день Х тоже выстроились очереди.

В компьютере можно читать газеты, смотреть фильмы и новости и много чего еще, общаться со всем миром, путешествовать – познакомиться с любым произведением мирового искусства, давно препарированным в изощренных техниках 3D. Компьютер вытесняет газеты, телевизор, телефон. Экономия. К тому же в виртуальном пространстве нет границ ни географических, ни пространственных, ни классовых. В той же социальной сети можно найти любую знаменитость и написать письмо и, что показательно, часто получить ответ. Негласное правило вежливости или страх показаться немодным, несовременным – тебя, что, нет в «Фэйсбуке»?! Удар по популярности, почти угроза ее потерять. Можно себе только представить, какая армия пресс-секретарей работает на «Фэйсбук». Хотя многие, верю, ведут страничку лично – своего рода эксгибиционизм. Для остальных – удовлетворение любопытства: это как подсматривать за жизнью других, с их же разрешения.

Если в Италии еще сохранились такие заведения как газетные киоски /доставка почтой работает крайне ненадежно/, то это только благодаря физиологической потребности перекинуться парой слов /на полчаса/ с газетчиком, которого знаешь «сто лет». Правда, основные клиенты – представители старшего поколения, которые не приемлют поздравления с Рождеством и Пасхой через «Скайп». Они с трудом заставляют себя общаться с детьми, живущими далеко, через веб-камеру, единственной возможностью наблюдать за ростом внуков. И всегда ждут на каникулы, когда вся семья собирается за большим ломящимся от яств столом.

Если человечеству, погрязшему в виртуальной реальности, суждено исчезновение из-за отсутствия физического контакта, как это предсказывается в антиутопиях, то итальянцы будут последними в списке на вымирание, пока на Апеннинах еще царит шум много, громко и одновременно говорящих людей. Но наступает время, когда эту традицию нужно начинать защищать. 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама