Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Научно-производственное объединение "Сатурн" отмечает 95-летний юбилей

20 октября 2011, 9:00 UTC+3
История завода ведёт своё начало с 1916 года, когда в Рыбинске было начато строительство автозавода в рамках развития отечественного автомобилестроения
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 20 октября. (АРМС-ТАСС). Научно-производственное объединение "Сатурн" отмечает 20 октября 95-летие со дня образования.

В 1916 г. согласно положению совета министров в Рыбинске было начато строительство автозавода в рамках развития отечественного автомобилестроения. До октября 1917 г. удалось построить только 50 проц. необходимых корпусов. С установлением в Рыбинске советской власти завод сразу же был национализирован, и на его основе было решено организовать авторемонтные мастерские для нужд Красной Армии.

В мае 1924 г. решением Совета народных комиссаров завод был передан в ведение Авиатреста для освоения и серийного производства совершенно новой для России продукции - авиационных двигателей.

Первым авиационным двигателем для завода стал лицензионный БМВ-6, который был освоен и серийно выпускался в Рыбинске под маркой М-17. За десять лет (1928-1938 гг.) завод серийно выпустил около 8 тыс. таких двигателей, которые вместе с модификациями были установлены более чем на 30 типах самолетов военной и гражданской авиации (в частности на разведывательные самолеты и Поликарпова Р-5, тяжелые бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-3, истребитель Р-6, морской ближний разведчик Бериева МБР-2 и др). Некоторые модификации двигателя устанавливались на танки (М-17т) и торпедные катера (М-17л). В 1935 г. завод в Рыбинске освоил новый двигатель - М-100. Его прототипом явился мотор французской фирмы "Испано-Сюиза" 12Ybrs. С этим двигателем связано имя советского конструктора Владимира Климова, который в 1935 г. возглавил конструкторские службы рыбинского авиационного завода N 26. Именно под его руководством до войны были модифицированы и серийно выпускались двигатели М-100, М-103 и М-105.

За успешное выполнение заданий Правительства в создании двигателя М-100, который устанавливался на бомбардировщики СБ, в декабре 1936 г. завод был награжден орденом Ленина.

В 1940 г. коллективом завода под руководством Климова был создан новый двигатель М-105 для перспективного истребителя А.С. Яковлева Як-1 и его модификации - пушечный вариант М-105П и М-105ПФ. Двигателями Климова оснащались самолеты Яковлева, Петлякова, Лавочкина-Горбунова-Гудкова и др. Завод прочно занял позиции лидера отечественного авиационного моторостроения. С ноября 1940 г. завод N 26 первым среди предприятий наркомата перешел на ежесуточный график выпуска готовой продукции. С началом Великой Отечественной войны ежедневное количество готовых к установке на самолет двигателей достигало до 45 единиц.

Из-за угрозы оккупации Ярославской области 16 октября 1941 г. завода был эвакуирован в Уфу. Но уже в марте 1942 г. согласно приказу наркома авиации в Рыбинске был создан авиационный завод под новым номером - N 36. Фактически это были мастерские по ремонту авиационных двигателей. В 1943 г. в Рыбинск из Уфы переехало ОКБ-250 (позднее - ОКБ-36, РКБМ). КБ под руководством В.А. Добрынина должно было использовать производственные мощности рыбинского завода. В конце 1944 г. завод освоил серийный выпуск мотора конструкции Аркадия Швецова АШ-62ИР, который устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее - на Ан-2. По своим эксплуатационным характеристикам это двигатель в свое время не уступал лучшим зарубежным образцам. После 1952 г. выпускался на заводах Китая, Польши, и используется в авиации до сих пор.

В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного звездообразного двигателя Швецова АШ-73ТК, который выпускал до 1957 г. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет- бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора - на летающую лодку Бе-6. С 1954 г. наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.

В конце 50-х годов на заводе в Рыбинске был запущен в серию турбореактивный двигатель ВД-7Б конструкции В. А. Добрынина, предназначенный для стратегического бомбардировщика В. М. Мясищева ЗМ. В 60-е годы он составлял основу стратегической авиации СССР. В сентябре 1959 г. на самолете ЗМ был установлен ряд мировых рекордов.

1960 г. считается открытием новой эпохи в истории предприятия. В этом году на должность директора завод назначается П.Ф.Дерунов и предприятие получает задание наладить серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А.М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су-17, разработанные КБ Сухого.

С 1961 г. ОКБ-36 возглавил Петр Алексеевич Колесов. В КБ были разработаны и переданы в серию двигатели РД36-51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4 (так называемой "сотки").

В 1964 г. был создан ИВЦ (информационно-вычислительный центр), который обеспечил на технологическом уровне сбор, обработку и учет производственной, научно-технологической и экономической информации.

По итогам семилетки в 1966 г. завод был награжден орденом Ленина.

В начале 70-х гг. предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 г. со сборки сошел первый серийный двигатель П.А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, а годом позднее производящийся до настоящего времени двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.

В декабре 1974 г. предприятие получило новый статус производственно-конструкторского, а позднее - производственного объединения моторостроения. Наряду с выпуском основной продукции - авиационных двигателей, предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.

В 1976 г. ОКБ им. Люльки, в то время - Московский машиностроительный завод "Сатурн" был награжден орденом Трудового Красного Знамени и с этого времени Люлька начинает работу по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя четвертого поколения.

С середины 70-х годов рыбинский завод приступил к выпуску подъемных двигателей РД36-35ФВ, РД36-35ФВР, и позднее - РД-38 для палубных штурмовиков вертикального взлета-посадки ОКБ А.Я. Яковлева. С 1983 г. на заводе стали производиться двигатели Д-30КУ-154 для самого массового отечественного пассажирского самолета Ту-154М. В 1984 г. московское КБ получило имя своего основателя - А.М. Люльки. На тот момент уже заканчивались работы по уникальному двигателю для всей мировой авиации - АЛ-31Ф для нового истребителя Су-27.

В начале 90-х гг. положение на рыбинском заводе оставалась стабильным. В ноябре 1992 г. было зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Рыбинские моторы". Продолжался выпуск продукции, шла планомерная работа по повышению надежности, ресурса авиадвигателей семейства Д-30КУ/КП, расширение видов их ремонта и обслуживания. По заказу Министерства топлива и энергетики России совместно с НПО "Машпроект" (г.Николаев, Украина) предприятие начинает работы по созданию и производству газотурбинной установки ГТУ-110, мощностью 110 Мвт. В 1993 г. ВМФ России определило РКБМ как основную базу по созданию отечественных морских газотурбинных двигателей.

В 1996 г. было образовано ОАО "Рыбинские моторы". Осенью 1997 г. по решению Совета директоров и собрания акционеров генеральным директором предприятия был избран Ю.В. Ласточкин, остававшийся в этой должности до 2009 г. В том же 1997 г. к заводу было присоединено РКБМ, а 1998 г. приобретен имущественный комплекс ОАО "Волжского механического завода" (ныне ОАО "Сатурн - Газовые турбины").

Окончательной точкой по созданию предприятия в современном виде стало 5 июля 2001 г., положившее начало ОАО "НПО "Сатурн" после объединения ОАО "Рыбинские моторы" и ОАО "А.Люлька-Сатурн". В это время оба предприятия активно работают по разработке и налаживанию серийного производства военного двигателя пятого поколения. В апреле 2003 г. было принято решение об установке двигателя SaM146 разработки НПО "Сатурн" совместно с французской компанией "Снекма" на российский региональный самолет компании "Сухой" RRJ (ныне SSJ100).

Время с 2006 г. характеризуется модернизацией всего предприятия: планомерно происходит реконструкция техническое переоснащение цехов, строительство новых испытательных стендов и переоборудование старых под разрабатываемые двигатели АЛ-55, Д-30КП "Бурлак" и др.

В 2006 г. был собран первый двигатель SaM146 и доставлен на испытательный стенд. Уже спустя два года 19 мая 2008 г. самолет SSJ100 совершил свой первый испытательный полет с нашими двигателями.

В том же году первый полет совершил многоцелевой истребитель Су-35 с двигателями "изд.117С".

Мировой экономический кризис внес коррективы в деятельность "Сатурна". Сложная ситуация правительство в 2009 г. принять решение о вхождении предприятия в состав ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" - стопроцентной специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "Оборонпром" по управлению двигателестроительными активами. Управляющим директором нашего предприятия был назначен Илья Федоров. Такая реорганизация послужила новым толчком к развитию предприятия. В июне 2010 г. на двигатель SaM146 был получен международный сертификат типа EASA. Данный сертификат был получен российским производителем впервые.

В 2010 г. перспективные двигатели НПО "Сатурн" подняли в воздух российский истребитель 5-го поколения ПАК ФА.

В 2011 г. начались коммерческие поставки двигателя SaM146 и эксплуатация самолета SSJ100 авиакомпаниями "Аэрофлот" и Армавиа". В этом же году на международной авиакосмической выставке МАКС-2011 двигатели НПО "Сатурн" подняли в небо три перспективных российских самолета: истребители Су-35 и ПАК ФА, а также SSJ100.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама