Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

МАК назвал причиной катастрофы Як-42 под Ярославлем ошибку пилотов

2 ноября 2011, 15:58 UTC+3
В крови второго пилота найден фенобарбитал
Материал из 1 страницы

МОСКВА, 2 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Межгосударственный авиационный комитет /МАК/ сегодня обнародовал причину катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив", летевшая на игру в Минск. По заключению технической комиссии, причиной трагедии стала ошибка экипажа, выразившаяся в неправильном положении ног на педалях в процессе взлета, что создало тормозную силу и привело к сваливанию самолета и его столкновению с землей.

Как сообщил сегодня на пресс-конференции председатель Технической комиссии МАК Алексей Морозов, "по заключению технической комиссии, которое подписано всеми членами комиссии, непосредственной причиной катастрофы самолета Як-42 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса и неправильном положении ног на педалях в процессе взлета, то есть ноги на тормозных площадках".

Он подчеркнул, что "это привело к созданию тормозной силы на колесах основных стоек шасси, дополнительному пикирующему моменту, невозможности своевременного создания взлетного угла тангажа, выкатывание за пределы ВПП на большой скорости с фактическим отклонением руля высоты на кабрирование, которое в два раза превышало потребное при штатном выполнении взлета, что после отрыва самолета от земли на удалении около 450 метров за выходным торцом ВПП привело к выходу на закритические углы атаки с большой угловой скоростью тангажа, сваливанию на малой высоте, столкновению воздушного судна с землей, его разрушению, пожару и гибели людей".

При этом Морозов отметил, что сейчас нельзя определить, кто именно из экипажа разбившегося под Ярославлем Як-42 - командир или второй пилот - ошибочно отжимали тормоз.

Эксперт сообщил также, что давления на экипаж лайнера не было, никто самолет не гнал. Вылет был выполнен точно по расписанию, в авиационном плане на прилет воздушных судов не было, полет выполнялся в хороших метеорологических условиях, претензий к топливу у МАК также нет. Самолет перед взлетом с аэродрома Туношна был полностью исправлен.

Результаты судебно-медицинских исследований показали, что в крови второго пилота был обнаружен психоактивный лекарственный препарат - фенобарбитал, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний второго пилота / полинейропатический синдром/, запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации, напомнил Морозов.

Еще одним фактором, приведшим к катастрофе он назвал полное отсутствие системы безопасности полетов и организации летной работы в компании "Як Сервис", которой принадлежал разбившийся лайнер. "Командно-летный состав практически устранился от контроля уровня и профессиональной подготовки экипажа. Отсутствовала подготовка экипажей, в том числе тренажерная. Имели место фальсификация и отсутствие летных документов. Экипаж формировался без учета профессионально важных аспектов, отсутствовал профессиональный медицинский контроль. Указанное привело к невозможности авиакомпании обеспечить требуемый уровень безопасности полетов", - подчеркнул представитель МАК.

Способствующими факторами, во-первых, явились серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42, которое было выполнено не в полном объеме, проходило длительное время с большими перерывами и постоянном выполнении полетов на другом, отличающимся типе воздушного судна - Як-40, "что привело к негативному переносу навыков в управлении самолетом на взлете, выразившемся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега".

"Второй сопутствующий фактор - отсутствие контроля со стороны командно-летного состава авиакомпании за фактическим уровнем подготовки экипажа. Третий - ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке или расчете параметров взлета, а также в процессе разбега. И четвертое - несогласованные и нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега", - подчеркнул представитель МАК.

"Своевременная оценка ситуации экипажем и принятие решения о прекращении взлета вместо установки взлетного режима двигателей на примерно тысячу метров до выходного торца ВПП на скорости, большей скорости принятия решения, позволило бы предотвратить катастрофу", - заключил Морозов.

Как пояснил другой эксперт, летчик-испытатель Василий Севастьянов, принимавший участие в расследовании катастрофы, столкновение с мачтой маяка уже не имело никакого значения для трагического полета Як-42. "Разрушения были получены вследствие выхода самолета на закритический угол атаки и он упал на левое крыло. Все было определено до столкновения лайнера с антенной курсового радиомаяка", - сказал он.

В свою очередь, председатель МАК Татьяна Анодина рассказала, что расследование катастрофы под Ярославлем проводилось в строгом соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации /ИКАО/ и российским законодательством. "Установление чьей-либо вины в соответствии со стандартами ИКАО не входит в компетенцию Технической комиссии по расследованию причин катастрофы, вина определяется следственными органами и органами правосудия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством государства", - подчеркнула она.

В расследовании принимали участие представители Белоруссии, Латвии, Чехии, Канады, Германии, граждане которых погибли в катастрофе, а также независимые эксперты, летные специалисты России и Украины, ЛИИ им. Громова, НИИ гражданской авиации, предприятия "Иркут" и ОКБ имени Яковлева. К расследованию были привлечены испытатели и линейные пилоты, имеющие опыт эксплуатации Як-42. Они провели независимую летную экспертизу. "Понимая всю остроту трагедии, техническая комиссии работала круглосуточно весь период времени. Сейчас завершен комплекс работ, экспериментов, экспертиз, которые позволили установить обстоятельства, всю цепь факторов и причин катастрофы и разработать рекомендации по повышению безопасности полетов", - подчеркнула Анодина.

По словам специалистов, разработаны оперативные рекомендации для безопасности полетов авиационных властей России, АКБ имени Яковлева, Объединенной авиастроительной корпорации, аэропорта Ярославль, а также для федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, в МАК считают, что контроль работы тормозной системы самолетов Як-42 должен быть включен в средства объективного контроля. Ведомство также предлагает создать базу данных неквалифицированного авиаперсонала. "Необходимо создать базу данных авиаперсонала, не соответствующего квалификационным требованиям, и допускающего нарушения, влияющие на безопасность полетов", - предложила Анодина. Также она считает необходимым "в кратчайшие сроки перейти к международным нормам по всем направлениям гражданской авиации и принять на государственном уровне международный стандарт". "Требования к обеспечению безопасности полетов должны быть одинаковы ко всем авиакомпаниям независимо от объема и вида выполняемых работ - международные и внутренние авиарейсы, постоянные или чартерные", - пояснила председатель МАК.

Анодина также подчеркнула, что необходимо на всех уровнях запретить считать нарушениями прерванный взлет и уход на второй круг. "Для экипажа главным должно быть обеспечение безопасности. Эти меры /прерванный взлет и уход на второй круг/ должны применяться как во всем мире", - отметила она.

Катастрофа самолета Як-42 произошла 7 сентября под Ярославлем. В ней погибла одна из лучших российских хоккейных команд "Локомотив", летевшая на игру в Минск. Лайнер перед взлетом не смог набрать необходимую скорость и выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Он оторвался от ВПП, проехав 400 метров уже по грунту, и столкнулся с антенной радиомаяка. Затем самолет сильно накренился влево и упал с высоты 5-6 метров.

На борту самолета находились 45 человек, 44 из них погибли - члены экипажа, хоккеисты, тренеры и персонал хоккейного клуба. Выжил лишь инженер по эксплуатации Александр Сизов.

Ранее в телеинтервью он рассказал о первых и последних минутах рокового полета. По его словам, "перед вылетом самолет был в идеальном состоянии, подготовка осуществлялась в обычном режиме". Но еще во время разгона стало ясно, что не все идет по плану. "Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем. Немного времени прошло, и я понял, что идем по грунту", - рассказал Сизов. "С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет, и сейчас мы разобьемся", - вспомнил он. Несмотря на это, точно сказать, был нажат тормоз при разгоне самолета или нет, Сизов не смог. "Если бы торможение было резким, я бы почувствовал это, а если тормоз был нажат плавно, то нет", - пояснил он.

26 сентября Росавиация аннулировала лицензии - сертификаты эксплуатанта - у авиакомпании "Як Сервис", которой принадлежал разбившийся самолет.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама