Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Минэкономразвития разработало проект стратегии защиты национальных интересов России в ВТО

21 августа 2012, 15:52 UTC+3 (ИТАР-ТАСС, Москва)

На данный момент в отношении российских товаров действуют 73 меры

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Минэкономразвития разработало проект стратегии защиты национальных интересов России во Всемирной торговой организации, которая определяет базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в министерстве накануне официального присоединения РФ к ВТО, которое произойдет 22 августа.

В качестве одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой Россия после присоединения к ВТО, - это оказание поддержки Казахстану и Белоруссии в процессе вступления в эту международную организацию, подчеркивают в Минэкономразвития.

Кроме того, уже осенью начнется активная работа по снятию действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012 года 19 стран /Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория/ применяют защитные меры в отношении российских товаров.

В отношении российских товаров действуют 73 меры, в том числе: 40 антидемпинговых пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных мер, 4 технических барьеров, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт. Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 12 пересмотров антидемпинговых мер.

В Минэкономразвития отмечают, что вступление России в ВТО – это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества. В то же время нельзя забывать, что одними из условий присоединения к ВТО являются снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров.

Первое снижение пошлин произойдет сразу после присоединения России к ВТО, но оно, в основном, затронет товары, ставки тарифа на которые были повышены в 2007-2011 годах в рамках применения "антикризисных мер" для создания более комфортных условий для отечественных производителей и не были отменены до завершения переговорного процесса о присоединении России к ВТО.

В целом же после завершения переходных периодов для либерализации доступа на рынок, которые, как правило, составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам – 5-7 лет, снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего уровня составит в части промышленных товаров 3 процентных пункта, сельскохозяйственных товаров – 4,4 процентных пункта. Около 30 процентов ставок будут снижены не более чем на 5 процентных пунктов.

Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5 процентов до 6,5 - 5 процентов в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции /до 2-3 процентов/.

Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5 процента-5 процентов. В тех же случаях, когда снижение более существенным /косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс/ – оно будет происходить в течение 5-6-летнего переходного периода.

Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.

В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15 процентов, останутся на уровне 7-9 процентов.

В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к "докризисному" состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25 процентов до 15 процентов в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили /бывшие в употреблении от 3 до 7 лет/ сохранятся на уровне 20 процентов после снижения с 25 процентов в течение переходного периода.

На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до 12,5–12 процентов за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10 процентов до 6-8 процентов, в отдельных случаях до 3-5 процентов.

Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20 процентов, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 года. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет.

Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных /в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота/, не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов /фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п./, в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности /например, высококачественной молочной сыворотки/.

С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 года.

Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, мясу птицы и свинины – ужесточатся.

Вступая в ВТО, Россия примет на себя обязательства по 116 секторам услуг /из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО/. Однако, в подавляющим большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектора страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 процентов до 50 процентов, а 49 процентов ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51 процент ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет. При этом с 2004 года 49 процентов ограничение иностранного участия в капитале страховщиков, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, не применяется к страховым компаниям с участием капитала из стран ЕС. Через 9 лет после присоединения к ВТО формально разрешается работа в России "прямых" филиалов иностранных страховых компаний – однако, ограничения, предусмотренные российскими обязательствами, позволяют сформировать для филиалов условия доступа и деятельности на российском рынке, идентичные условиям учреждения и деятельности юридических лиц, что в значительной степени лишает эту филиалы конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.

В ряде секторов обязательства предусматривают возможность введения более жестких мер по сравнению с существующим режимом. Так, например, Россия сможет при необходимости ввести государственную монополию на оптовую торговлю алкоголем.

В рамках ВТО Россия лишь подтверждает применяемую в настоящее время систему лицензирования импорта и видов деятельности /за исключением перехода к автоматическому лицензированию импорта алкоголя/. Сохраниться система уведомлений в отношении товаров содержащих криптографическую составляющую.

Обязательства России в ВТО в части субсидирования промышленности являются обычными обязательствами любой развитой страны-члена ВТО. Запрещено будет осуществлять прямое субсидирование экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые смогут только при условии использования отечественных товаров /например, при субсидировании закупок техники, которая должна быть только отечественной или использования отечественных компонентов в производстве/. Доля таких субсидий в общем объеме государственной поддержки промышленности в России крайне не велика и носит точечный характер, в то время как системные меры поддержки, осуществляемые, в том числе, в рамках Федеральных целевых программ правилам ВТО не противоречат и Россия сможет их осуществлять без ограничения объема субсидирования.

Переходный период по предоставлению инвесторам в Калининградской и Магаданской особым экономическим зонам льгот, противоречащих правилам ВТО, позволит в полной мере реализовать инвестиционные проекты на условиях, предусмотренных российским законодательством.

Договоренность о применении переходного периода, в течение которого могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима "промышленной сборки" автомобилей и автокомпонентов, является беспрецедентным в истории ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точки зрения. Переходный период истекает 1 июля 2018 года, когда подавляющее большинство инвесторов выйдет на полную окупаемость инвестиционных проектов и начнут получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. Договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений.

В ходе переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к ВТО, постепенно принимались нормативные акты, которые не только приводили российское законодательство в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО, но и совершенствовали его. В результате действующее российское законодательство в этой сфере полностью соответствует нормам и правилам ВТО, в частности Соглашению по Торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности.

Российская политика в области ценообразования на энергоносители должна после присоединения России к ВТО обеспечивать покрытие затрат и получение дохода российскими производителями и поставщиками природного газа. Они должны действовать на основании коммерческих соображений. При этом эти правила не касаются поставок газа некоммерческим потребителям газа, в отношении которых Российская Федерация сохраняет право применять такое регулирование цен на природный газ, которое будет обеспечивать социально- экономические цели и задачи России. То есть, обязательства в ВТО соответствуют нынешнему законодательству и практике.

Обязательства России в области санитарных и фитосанитарных мер и технического регулирования направлены на обеспечение соответствия правилам ВТО. Они должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска.

В то же время Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с указанными международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации. При этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций.

Будет обеспечена прозрачность процедуры, согласно которой импортер сможет обжаловать приостановление, аннулирование или отказ в разрешении на импорт подконтрольных товаров и получить письменный ответ, разъясняющий причины принятия соответствующего решения и меры, которые заявитель должен предпринять для получения разрешения. Россельхознадзор обязуется, прежде чем принять меры по приостановке импорта, предоставить стране-экспортеру возможность принять соответствующие корректирующие меры. Данное обязательство не распространяется на случаи, связанные с существенными рисками для здоровья людей и животных.

В части технического регулирования Российская Федерация будет обеспечивать соответствие законодательства в данной сфере требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Техническое регулирование будет разрабатываться с учетом международных стандартов и рекомендаций и необходимости обеспечивать необходимый уровень безопасности Российской Федерации.

Согласно обязательствам РФ будет обеспечивать необходимый уровень транспарентности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.

Обязательства по поддержке сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, которые принимались другими странами, присоединявшимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна "связывает" общий объем поддержки, искажающей торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения.

Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд долларов, что более чем в 2 раза превышает уровень, который был бы разрешен России в соответствии со стандартными правилами. Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года – будет "связан" на нынешнем уровне. Кроме того, Россия подтвердила, что после присоединения к ВТО /как и в настоящее время/ не будет использоваться экспортные субсидии сельскому хозяйству.

Что касается США, то, пока не будет отменена поправка Джексона-Вэника, нормы ВТО не могут применяться в торговле с этой страной. Это означает, что торговля с этой страной будет регулироваться действующим двусторонним торговым соглашением.

Российская Федерация подала заявку в ВТО в июне 1993 года. Рабочая группа по присоединению РФ к ВТО была создана 16-17 июня 1993 года. Первое заседание рабочей группы состоялось в июле 1995 года. В период с 1995 года Рабочая группа официально провела 31 заседание. Имело место ряд неофициальных встреч. Три раза сменялся председатель Рабочей группы: Уиллиам Россир /Швейцария/ с 1995 по 2000 годы, Карэ Брын /Норвегия/ с 2000 по 2003 годы, Стефан Йоханессон /Исландия/ с 2003 по 2011 годы.

Заключительное заседание РГ состоялось 10 ноября 2011 года в Женеве, на нем был одобрен пакет документов по вступлению России в ВТО, после чего было объявлено о роспуске РГ. В пакет документов входят доклад РГ, где изложены все права и обязательства, которые Россия принимает на себя по итогам переговоров, список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, перечень обязательств по услугам, протокол о присоединении. Окончательно вопрос о вступлении был решен на министерской конференции ВТО в Женеве 16 декабря 2011 года, присоединение РФ к ВТО было одобрено единогласно. 10 и 18 июля 2012 года протокол о вступлении РФ в ВТО одобрила Госдума и ратифицировал Совет Федерации, 21 июля закон о ратификации протокола подписал президент Владимир Путин. По правилам ВТО, полноправным членом организации страна становится через 30 дней после окончания ратификационного процесса, т.е. 22 августа.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама