Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Плюсы и минусы компьютерной "персонализации"

15 июня 2012, 9:53 UTC+3 Андрей Шитов (ИТАР-ТАСС, Сан-Хосе - Вашингтон)
Разве мы действительно этого хотим? Чтобы машина за нас выбирала и решала, какие новости нам читать, с кем общаться?
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

"Персонализация всего и вся" - одна из основных тенденций технического прогресса последних столетий и яркая примета нашего времени. Такое мнение выразил на состоявшейся в американском городе Сан-Хосе конференции по развитию социальных сетей один из "отцов-основателей" Интернета, "главный Интернет-евангелист" и вице-президент компании Google Винтон Серф.

Современные технологии способны сделать любого человека хоть "издателем", хоть "вещателем", причем потенциально с многомиллионной аудиторией, пояснял он тоном, не оставляющим сомнений в том, что в его глазах это безусловное благо. Но другие участники конференции считают, что у этого процесса есть и оборотная сторона.

Серф рассказывал, как в 1973 г они с Робертом Каном разработали первые протоколы для пакетированной передачи цифровой информации и как 1 января 1983 г "был включен Интернет, каким вы его знаете". Сейчас, по его словам, глобальная паутина состоит из "примерно 400 тыс взаимосвязанных сетей", которыми пользуются в общей сложности около 2,3 млрд человек по всему миру.

Соответственно "евангелист" считает, что ему необходимо "обратить" в свою компьютерную веру еще приблизительно 4,5 млрд землян. На его взгляд, это вполне можно сделать "до конца текущего десятилетия", поскольку в последние 12 лет рост глобальной сети составлял примерно по 15,5 проц в год. А на заре своего существования она вообще ежегодно удваивалась.

По оценкам Серфа, сейчас в постоянном доступе в сети находятся по меньшей мере 900 млн компьютеров и "облачных" систем с фиксированными адресами. Кроме того, имеется, "наверное, вдвое больше" машин, "эпизодически подключающихся к сети", включая персональные компьютеры, мобильные телефоны, планшетники и тп.

Исходно Интернет был рассчитан примерно на 4,3 млрд адресов. Однако, в феврале нынешнего года этот запас был исчерпан, и буквально в день выступления Серфа началась постоянная эксплуатация нового протокола, позволяющего создать до 340 триллионов триллионов триллионов /именно столько/ адресов.

Система приема-передачи оцифрованной информации изначально не предназначалась ни для чего конкретно, и именно поэтому ее удалось приспособить для решения практически безграничного круга задач, заявил специалист. И привел целый ряд примеров - от электронного книгоиздания до автомашин без водителя, созданных компанией Google и безаварийно проехавших уже 400 тыс миль; от "искусственного разума", позволяющего, например, делать довольно качественные переводы с языка на язык, до радиоуправляемых электролампочек и компьютеризованных досок для серфинга. В перспективе Серф, большой ценитель и знаток вина, мечтает оснастить индивидуальным датчиком каждую бутылку в своем погребе, и научить машину точно распознавать винные этикетки.

Все это, конечно, хорошо, но любые технические достижения могут, как известно, обращаться как во благо, так и во зло. По составу участников конференция была ориентирована в основном на вопросы безопасности. И в этой сфере примеры приводились не менее яркие: скажем, "умные" мобильники со встроенной программой банковских расчетов, оказавшейся на поверку делом рук мошенников. Или целый огромный блистающий огнями "фирменный" магазин Apple, о котором сама эта компания не имела понятия, поскольку он был построен и управлялся китайской мафией.

Да и террористы, и экстремисты всех мастей тоже охотно пользуются новейшими информационными технологиями. Самый чудовищный пример из обсуждавшихся на форуме - атака 2008 г на индийский Мумбаи, когда "два десятка человек поставили на колени 20-миллионный город". У боевиков имелся свой оперативный центр, куда в режиме реального времени стекалась информация из всех открытых источников, включая и сетевые.

Не удивительно, что после просмотра этой и другой подобной хроники один из американских экспертов-"силовиков" в сердцах сказал о сетевых компаниях: "Они, видите ли, развивают бизнес, а нам потом вот такие вещи расхлебывать". Но представители Facebook и Twitter на конференции говорили, что не могут и не станут ограничивать "свободу слова" своих клиентов за исключением случаев очевидного нарушения закона. Да и военные в США считают, что пытаться обуздать Интернет бесполезно, а надо просто стараться не отставать от его развития и использовать его в своих интересах.

Поскольку риски бывают разные, а на форуме слушали даже футурологов, стоит сказать и о том, что некоторые наблюдатели связывают с развитием сети опасность... интеллектуального подчинения человека машине. Судя по их выступлениям, инженеры и маркетологи из сетевых компаний понимают "персонализацию" несколько иначе, чем "евангелист" Серф.

Как пояснял Интернет-активист и автор книги The Filter Bubble /"Фильтрованный пузырь"/ Илай Паризер, все такие компании собирают информацию о своих клиентах, следя "за каждым нажатием кнопки на клавиатуре". Формально предлог вполне благовидный - "лучше обслужить", "предложить то, что нравится". На деле же, как Паризер подтверждал экспериментально, "фильтрация" оборачивается тем, что человеку предлагаются по вкусу не только товары и услуги, но и новости, и ссылки на единомышленников. По его словам, при поиске одним и тем же Google в одно и то же время на одни и те же ключевые слова разные люди на разных компьютерах получат разные, подобранные "под них" результаты.

Паризер цитировал нашумевшее пару лет назад высказывание руководителя Google Эрика Шмидта: "Мне на самом деле кажется, что большинство людей хочет не того, чтобы Google отвечал на их запросы. Они хотят, чтобы Google им сказал, чем им дальше заниматься".

Но разве мы действительно этого хотим? Чтобы машина за нас выбирала и решала, какие новости нам читать, с кем общаться? Может быть, тогда уж вообще - что знать, что любить, во что верить? Она ведь подберет за доли секунды - по своему критерию.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама