Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Первез Мушарраф, президент Исламской Республики Пакистан

16 сентября 2006, 23:30 UTC+3
Материал из 1 страницы
Поделиться
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'HH:mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'HH:mm:ss') || '26:01'}}
{{secondsToDateTime(data.visiblePosition) | date: 'mm:ss'}} / {{(videoDuration | date: 'mm:ss') || '26:01'}}
{{qualityItem | uppercase}}
SD .mp4 Среднее качество
AU .mp3 (23.82 MB) Аудио дорожка

[ литературная версия ]

ПЕРВЕЗ МУШАРРАФ:

«Я человек в военной форме, я люблю мундир, потому что по сути своей я солдат. Но я верю в демократию и действительно считаю, что армия не должна управлять государством…»

 

Родился в 1943 году в Дели.
В 50-е годы вместе с родителями эмигрировал в Пакистан.
Окончил Королевский колледж оборонных наук в Великобритании.
С 1998 года начальник штаба сухопутных войск Пакистана.
В ночь на 13 октября 1999 года возглавил бескровный военный переворот.
С 15 октября 1999 года глава исполнительной власти Пакистана.
С 20 июня 2001 года по 18 августа 2008 года президент Исламской Республики Пакистан.

 

Когда-то по этой земле проходил Великий шелковый путь. Шли караваны, полные восточных специй, тканей, украшений…

Пустынная степь здесь сменяется цветущими садами, сады — рисовыми полями, за ними появляются горы. Люди в деревнях живут точно так же, как и тысячу лет назад. Цивилизация их не коснулась. Вдоль дорог — традиционная оживленная торговля, причем базары тянутся на несколько километров. И в то же время, в больших городах — небоскребы из стекла и бетона, современные автомобили.

Это — и есть Пакистан, страна, которая находится на пересечении Центральной, Восточной и Южной Азии.

Далеко не каждая нация имеет прямого отца-основателя. Пакистан — государство молодое. Его создание в середине XX века связано с именем Мухаммеда Али Джинны. В Пакистане это имя свято для каждого жителя.

 

 

Михаил ГУСМАН: Мы сидим, господин президент, у портрета отца пакистанской нации Мухаммеда Али Джинны, великого сына пакистанского народа. Каково влияние и роль Мухаммеда Али Джинны на современный Пакистана? Какое влияние он оказал лично на вас?

Первез МУШАРРАФ: Я думаю, он отец нации. Мухаммед Али Джинна создал Пакистан. Каждый пакистанец cчитает его взгляды путеводной нитью, которая ведет нашу страну вперед по пути развития, прогресса и процветания. То, что я называю «просвещенной умеренностью» в исламе, по сути соответствует тому, о чем говорил Мухаммед Али Джинна. Он хотел, чтобы пакистанское общество было прогрессивным, современным, толерантным. Обществом, в котором все люди, независимо от того, мусульмане они, христиане или индуисты, чувствовали себя частью единой нации. Это то, о чем отец-основатель современного Пакистана мечтал, и я хочу того же. Я следую курсом, проложенным Мухаммедом Али Джинной.

 

В 1887 году королева Виктория провозглашается императрицей Индии. В 1903 году ее сын Эдуард VII устраивает здесь грандиозный прием по случаю своей коронации. С середины XIX века Индия, включая и территории, которые позднее вошли в состав Пакистана, — английская колония.

Начало XX века — это начало борьбы за независимость. Проживающие на этих территориях индусы и мусульмане сообща выступают против английского владычества. Позже, для мусульман, веками населяющих долину Инда, вопрос о независимости уже звучит иначе: независимость не только от Англии, но и от Индии. «Будь то сияние царства или зрелище республики, политика без религии ведет только к тирании», — писал в то время яростный защитник раздела Индии поэт-мыслитель Икбал.

23 марта 1940 года в Лахоре Мусульманская лига под руководством Мухаммеда Али Джинны объявила своей целью образование государства Пакистан. Тогда это слово прозвучало впервые. В переводе с урду Пакистан означает «страна чистых» — чистота помыслов и верность мусульманским традициям. Однако за независимость еще нужно было бороться! В 1946 году из Великобритании была направлена специальная правительственная миссия, которая разработала план по сохранению целостности Индии. Для мусульманского населения предусматривалась региональная автономия. Мухаммед Али Джинна не согласился с такой полумерой. В те годы его стали называть Кид-и-Азам, «Великий вождь».

14 августа 1947 года бывшая английская колония Индия была разделена на два независимых государства — Индийский союз и Пакистан. Мухаммед Али Джинна получил пост первого генерал-губернатора Пакистана.

 

М.Г.: Вы родились в Дели. Я хотел бы сейчас вас вернуть в годы вашего детства. О чем мечтал в детстве президент Мушарраф? Какие вы строили для себя планы? Кем вы хотели быть, когда были мальчиком и росли в нынешней столице Индии?

П.М.: Я поступил на армейскую службу. Вопрос о том, кем стать для меня не стоял и был решен давно. Когда я начал служить в армии как молодой офицер, я был довольно беззаботным и легкомысленным молодым человеком, но, в то же время, я серьезно относился к своей работе. По мере продвижения по службе, по мере взросления я поставил перед собой цель — попробовать дослужиться до самого высокого поста в армии, стать главнокомандующим вооруженными силами. Но могу сказать с уверенностью, никогда не думал, что когда-нибудь займу еще более высокий пост.

 

Хотя этому мусульманскому государству всего чуть более полувека, мусульмане на его территории живут более тысячи лет. Впервые они появились в Южной Азии в VIII веке. В 716 году войска под командованием видного омейядского военачальника Мухаммеда ибн Касима захватили Синд и южный Пенджаб. Тех, кто не принял мусульманство, новые арабские власти обязали платить специальную подушную подать на иноверцев — джизию. Но в остальном покоренные народы были свободны в выборе религии и культуры. Если же индусы поступали на военную службу, они освобождались от джизии и получали жалование и вознаграждение.

В начале XI века султан Махмуд Газневи предпринял 17 походов в Индию через долину Инда на Гангскую низменность. Его империя простиралась от Самарканда и Исфахана до Лахора. Газневидский Пенджаб, который включал северо-западные пограничные области и Синд, может считаться прообразом Пакистана.

В конце XII века султану Муизуддину Мухаммеду удалось распространить мусульманское владычество на всю Северо-Западную Индию, а также на Бенгалию и Бихар.

В XVI веке правитель Бабур создал Империю Великих Моголов, которая еще больше упрочила влияние ислама на севере Индии.

 

М.Г.: Господин президент, вы сделали блестящую карьеру военного. Начинали с простого лейтенанта, с маленьких лейтенантских звездочек. И все говорят, что вы человек очень решительный, целеустремленный, вы достигли всего, что можно было достичь профессиональному военному. Сейчас вы политик, лидер страны. Кем вы себя больше ощущаете — политиком или военным, в каком качестве вы себя чувствуете лучше? Или вы счастливо совмещаете оба эти качества?

П.М.: Я человек в военной форме, я люблю мундир, потому что по сути своей я солдат. Я всегда был солдатом, воевал, служу уже 40 лет. Однако теперь, когда я управляю страной, разумеется, я обязан смотреть дальше своего мундира, мне приходится быть порой дипломатом, порой политиком, порой экономистом. И я стараюсь быть на высоте. Что касается дипломатии, она все еще нелегко мне дается, потому что я иногда бываю резким, высказываюсь слишком прямолинейно.

М.Г.: Я вам честно скажу, сегодня мы ожидали, что вы придете в военной форме.

 

Главная опора президента Мушаррафа — армия, хорошо вооруженная и обученная. Офицерский корпус пользуется огромными привилегиями. В составе Пакистана четыре провинции: Белуджистан, Синд, Пенджаб и Северо-Западная провинция. Но есть еще и «территория племен». Кочующие там племена пуштунов наделены особой автономией. Пакистанская армия сегодня на 80 процентов состоит из пенджабцев, остальные в основном пуштуны. «Опираться на пенджабцев, вести их за собой, сокрушая население Синда, дружить с белуджами и подкупать пуштунов» — такой была формула англичан, с помощью которой они управляли этими районами. Суть ее мало изменилась и в наши дни. Междоусобица до конца не изжита.

Военные в Пакистане всегда были и продолжают оставаться реальной силой. Однако Первез Мушарраф, будучи военным, тем не менее, отстаивает ценности светского государства.

 

П.М.: Военная сила лишь может позволить вам выиграть время. С ее помощью нельзя радикально решать проблемы. С помощью военных действий вы получаете время, необходимое для поиска других методов урегулирования национальных вопросов, международных разногласий. Никто не должен заблуждаться насчет того, что военными действиями можно разрешать споры.

М.Г.: Господин президент, я хочу вернуться к событиям 12 октября 1999 года. Это был исторический, переломный момент в судьбе Пакистана. Вы в тот момент возвращались обычным авиарейсом из Шри-Ланки в Исламабад. Так что же произошло в эту драматическую ночь с 12 на 13 октября 1999 года?

П.М.: Должен сказать, что это был знаменательный день, полный неожиданностей. Я был тогда командующим сухопутными войсками Пакистана. И я находился с визитом в Шри-Ланке с целью улучшения и укрепления отношений двух стран. Когда я возвращался домой, я даже не подозревал, какая интрига готовится за моей спиной. Я никак не мог этого ожидать, в противном случае, наверное, отменил бы этот визит. Мы уже были на подлете к Карачи, я отдыхал, смотрел, как мерцают огни большого города. Неожиданно один из моих помощников сказал мне, что у командира корабля есть какая-то срочная информация для меня, и что он просит меня зайти к нему в кабину. Командир сообщил мне, что земля не дает нам разрешение на посадку в Карачи и добавил, что нам не дадут приземлиться ни в одном аэропорту страны. Мы приступили к переговорам с тогдашними властями Пакистана. Я начал осознавать, что все это связано с моим присутствием на борту. Вместе со мной в самолете находилось около 100 детей. В конце концов, когда армия перехватила контроль над ситуацией, тогдашние руководители Пакистана попросили меня приземлиться. Посадка нашего самолета была опасной, поскольку посадочные огни были отключены, а горючего оставалось всего на 8 минут полета. Пилот позже сказал мне, что мы родились под счастливой звездой. Нам просто повезло, что самолет при посадке не разбился. С тех пор я начал действовать. И больше не оглядывался назад.

 

Когда Индия и Пакистан получили независимость, обе страны стали добиваться присоединения к своим территориям расположенного между ними независимого княжества Кашмир. Правитель Кашмира Хари Сингх надеялся при разделе Британской Индии сохранить независимость княжества, но это ему не удалось. Тогда исповедовавший индуизм Сингх, в октябре 1947 года, присоединил свое княжество к Индийскому Союзу, что было оформлено специальным соглашением. Пакистан этот документ не признал, ведь большинство жителей Кашмира исповедует ислам. Начался вооруженный конфликт, который был остановлен лишь при посредничестве миротворческих сил ООН. Треть Кашмира на западе и северо-западе оказалась под контролем Пакистана — так называемый Азад Кашмир — Свободный Кашмир. А две трети под контролем Индии — индийский штат Джамму и Кашмир. За прошедшие полвека вооруженные конфликты в Кашмире повторялись неоднократно.

Один из таких конфликтов 1965 года был погашен при активном содействии Советского Союза. Тогда, по предложению председателя Совета Министров СССР Косыгина, в Узбекистан прибыли президент Пакистана Мохаммед Айюб Хан и премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри. Они подписали Ташкентскую декларацию о мире. Но в декабре 1971 года вновь началось военное противостояние. И с тех пор столкновение в Кашмире между индийскими и пакистанскими войсками не прекращалось, временами затихая и затем вновь набирая силу.

 

М.Г.: На каком этапе сейчас находится урегулирование ситуации вокруг Кашмира и какие пути вы видите, господин президент, для того, чтобы разрешилась ситуация в этом регионе?

П.М.: Никогда еще между Пакистаном и Индией не было таких хороших отношений, как сейчас. Состоялось большое количество двусторонних визитов, никогда еще уровень контактов между пакистанцами и индийцами не был так высок, никогда раньше все не шло так успешно. Однако, если заглянуть в суть вопроса, наши отношения по-настоящему не улучшатся до тех пор, пока не будут разрешены основные противоречия. И ядро этих противоречий — кашмирская проблема. Пока проблема Кашмира не будет решена, никто не может гарантировать прочный мир в этом регионе.

Стороны должны выработать новые подходы, необходимо отодвинуть на задний план самолюбие, каждая сторона должна сделать шаг назад, ведь если продолжать придерживаться позиции 50-летней давности, то проблему никогда не решить. Нам нужно быть более гибкими, готовыми к уступкам, открытыми для диалога.

 

Обе стороны конфликта владеют ядерным оружием. В 1998 году и Пакистан, и Индия провели ядерные испытания. Пакистанская армия располагает несколькими типами баллистических ракет с дальностью полета от нескольких сотен до 2,5 тысяч километров. Исламабад имеет около двух десятков ядерных боеголовок. Сегодня к ядерным державам присоединяется Иран. Концентрация ядерного оружия в азиатском регионе волнует не только пограничные государства, но и весь мир.

 

М.Г.: Чудовищные теракты 11 сентября 2001 года… Произошел раскол между Востоком и Западом. В мире возникла волна исламофобии. Как вам кажется, что нужно сделать для того, чтобы преодолеть этот водораздел? Насколько, на ваш взгляд, концепция умеренности поможет преодолеть эти противоречия?

П.М.: В наших общих попытках покончить с проблемой терроризма и экстремизма, мы не сможем добиться успеха до тех пор, пока не научимся вычленять глубинную суть вопроса, отыскивать корни возникновения терроризма и экстремизма. Корень проблемы лежит в политических разногласиях, в которые вовлечены мусульмане по всему миру. Мы должны сами решить эти политические споры.

У меня есть ощущение отчужденности мусульманского мира, которую необходимо преодолевать. Моя теория «просвещенной умеренности» в исламе касается именно этой проблемы. Мы должны отказаться от терроризма и экстремизма, а затем мусульманский мир должен пойти по пути социального и экономического развития.

 

Пакистан — страна неспокойная, многострадальная земля. Это государство еще называют страной переселенцев, имеющих общую религию, но различных по происхождению и языку. Когда был образован Пакистан, туда переселились более 8 миллионов индийских мусульман, многие из которых говорили на урду. Он и стал официальным языком новой страны. Около 70 процентов населения Пакистана неграмотно. Малообразованные люди газет не читают, политикой не интересуются. Непререкаемым авторитетом у них пользуется только мулла. Мечеть предписано посещать пять раз в день: проповеди и наставления муллы во сто крат весомее любых призывов властей.

В современной столице Пакистана Исламабаде, «городе ислама», поражает современная мечеть из мрамора и бетона — самая большая в Азии: под ее сводами могут разместиться до 100 тысяч человек!

«Мы, мусульмане, должны объявить войну терроризму, экстремизму и нетерпимости, чтобы показать всему миру, что мы живем в соответствии с законами всеобщего братства и не принимаем насилие в любой форме», — с таким словами президент Пакистана Первез Мушарраф обратился к молодежи на конференции в Исламабаде.

 

М.Г.: Вступая на президентский пост, вы выполнили все обещания, которые дали народу. Вы собрали перед выборами национальное собрание, вы передали часть исполнительной власти премьер-министру. Какими вы видите пути дальнейшего развития демократических процессов в Пакистане?

П.М.: Я верю в демократию. Я действительно считаю, что армия не должна управлять государством. Мы создали систему местного управления, которая никогда до этого не существовала в стране. Мы наделили людей полномочиями, что является базовым требованием демократии. Мы предоставили равные права женщинам, представителям религиозных меньшинств. Создали систему контроля и противовесов во властных структурах, характерную именно для Пакистана. Ее, может быть, нет в России, Англии или Америке, но у нас есть три ветви власти — президент, премьер-министр и главком вооруженных сил. И все три ветви власти должны быть под контролем общества.

 

За время, которое президент Пакистана находится у власти, он совершил множество зарубежных поездок. Первез Мушарраф — сторонник стабилизации, он стремится сформировать более благоприятный образ Пакистана за границей. Его главный посыл в переговорах: Пакистан — дружественная страна, открытая для взаимовыгодного сотрудничества в самых различных сферах.

 

М.Г.: В 2004 году во время визита в Россию вы фактически открыли новую страницу в истории развития отношений между Пакистаном и Россией. Как вы оцениваете современное состояние отношений между нашими странами?

П.М.: Я думаю, что наши отношения развиваются хорошо. Прежде всего, у нас есть политическое и дипломатическое взаимопонимание. Прекрасным дополнением к этим дипломатическим и политическим контактам является существующее взаимопонимание между двумя лидерами наших стран.

М.Г.: Какие области экономического развития, экономических отношений между нашими странами, Россией и Пакистаном, господин президент, вам кажутся наиболее перспективными?

П.М.: Прежде всего, думаю, это торговля. У нас очень развитая текстильная промышленность. И мы хотели бы поставлять в Россию наш текстиль. Другим направлением является нефтегазовая сфера Пакистана, в этом вопросе имеются большие возможности для российского участия. Мы также заинтересованы в военных закупках в России. Мы надеемся на сотрудничество с Россией в области спутниковых технологий.

М.Г.: Вы в блестящей спортивной форме, господин президент! Я знаю, что вы увлекаетесь гольфом, сквошем, теннисом. У вас хватает на это время? Ведь, чтобы соблюдать такую замечательную спортивную форму, наверное, все-таки надо располагать хоть немного свободным временем.

П.М.: Я привык к очень серьезным тренировкам, потому что служил в спецназе Пакистана. В этих частях нужно было постоянно поддерживать очень хорошую физическую форму. Моя привычка к интенсивным занятиям активными видами спорта, к занятиям физическими упражнениями утром и вечером сформировалась в то время. И я не оставляю такие занятия по сей день.

М.Г.: Вы очень строгий лидер и военачальник. А какой вы дедушка? Я знаю, что у вас две внучки от двух взрослых детей. С внучками вы такой же строгий, как генерал, или все-таки с внучками вы как-то помягче?

П.М.: Я никогда не был строгим со своими детьми. Скорее, жена исполняла роль «плохого полицейского». Я всегда был другом своих детей. Ну, а с внучками, тем более я становлюсь совсем мягким… Наши отношения внутри семьи очень близкие, очень интимные, очень дружеские.

М.Г.: Господин президент, я думаю, что лучше вас никто не знает свой народ, и это естественно. Каковы особые черты, присущие современному, молодому поколению пакистанцев?

П.М.: Я очень горжусь тем, что сегодня молодое поколение Пакистана, поколение, которое придет во властные структуры после нас, ощущает уверенность в себе. У них есть чувство патриотизма, они хотят работать на благо своей родины. Я наблюдаю большие перемены в сознании молодых людей, они уже знают, что значит быть обеспеченными, богатыми, они нацелены на развитие Пакистана, они хотят вести нашу страну вперед.

 

Более полувека назад Мухаммед Али Джинна призвал свой народ хранить «мир внутри Пакистана». В стране, где исторически соприкасаются ислам, индуизм и буддизм, мир может гарантировать только светское государство. Вот его слова: «Народ Пакистана свободен посещать мечети, храмы и любые другие места богослужений, поскольку религия не имеет никакого отношения к государству. Обретенную свободу надо сохранять не религией, а крепить упорным трудом, самоотверженностью и беззаветной преданностью обществу. Только так в будущем появится сильный, стабильный и демократический Пакистан». В начале XXI века призыв отца-основателя нации актуален по-прежнему…

 

2006 г.

 

 

©  ИТАР-ТАСС
©  М. Гусман

Все права защищены
Любое копирование и воспроизведение текста, в том числе частичное и в любых формах, без письменного разрешения правообладателей запрещено.
Любое использование видео и аудио материалов, в том числе частичное, без письменного разрешения правообладателей запрещено.
Цитирование разрешено со ссылкой на программу "Формула власти".

тел. +7 (499) 791 0307, 791 0308, 791 0310; факс: +7 (499) 791 0303
rusmarket@itar-tass.com

Показать еще
Поделиться:
В других СМИ
Реклама
Реклама