Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Приоритет внешней политики Приднестровья - укрепление связей с Россией

26 декабря 2011, 15:29 UTC+3 Валерий Демидецкий (ИТАР-ТАСС, Кишинев)
Президентская гонка в Приднестровье впервые за многие годы носила жесткий, конкурентный характер, изобиловала "сливом компроматов" и преподнесла немало сюрпризов
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Президентом Приднестровья с большим перевесом избран бывший спикер парламента, лидер движения "Возрождение" Евгений Шевчук. По окончательным данным, которые утвердил ЦИК непризнанной республики, в прошедшем в воскресенье 25 декабря втором туре выборов за него проголосовало 73,8 проц избирателей.

Его соперник - глава местного парламента и лидер правящей партии "Обновление" Анатолий Каминский - заручился поддержкой 19,6 проц избирателей. Сторонники не прошедшего во второй тур действующего главы Приднестровья Игоря Смирнова призвали избирателей голосовать "против всех", чтобы добиться отмены выборов. Но тех, кто выбрал такой вариант оказалось всего 4,4 проц.

Сразу же после объявления результатов выборов, победитель президентской гонки заявил корр. ИТАР-ТАСС, что считает своим главным внешнеполитическим приоритетом укрепление связей с Россией.

"Россия - страна-гарант, страна-миротворец, которая защищает жизнь наших граждан и оказывает помощь Приднестровью. Главным моим приоритетом во внешней политике будет укрепление связей с Россией, с которой мы планируем достичь более высокого уровня взаимодействия", - сказал он в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС. Говоря о внутренних приоритетах, Шевчук высказался за объединение приднестровского общества. "В единении - серьезный потенциал нашего развития и мы сделаем все, чтобы объединить людей. Прошедшие выборы показали, что приднестровцы выбирают развитие и стабильность. Только вместе, с добротой и мудростью нашего народа, его трудолюбием, мы сможем возродить республику", - отметил Шевчук.

Президентская гонка в Приднестровье впервые за многие годы носила жесткий, конкурентный характер, изобиловала "сливом компроматов" и преподнесла немало сюрпризов. Напряженность возникла еще летом, когда местный парламент ограничил полномочия президента двумя сроками. Однако основатель Приднестровья и его четырехкратный президент Смирнов, заявил, что эти поправки не имеют для него обратной силы. Решение 70-летнего политика вызвало неоднозначную реакцию в Приднестровье и за его пределами – глава администрации Кремля Сергей Нарышкин рекомендовал лидеру Тирасполя не выдвигать свою кандидатуру.

К финишу первого тура Смирнов пришел лишь третьим, пропустив Шевчука и Каминского. Этот результат означал крах властной вертикали, которую он выстроил – приднестровцы устали от правления, построенного на финансовой непрозрачности и ограничении гражданских свобод. Когда-то Смирнов пообещал им сделать из некогда мощного промышленного региона СССР "вторую Швейцарию", но за годы его правления безработица выгнала из региона большую часть населения, а вся экономическая жизнь оказалась под контролем нескольких кланов. Выбор народа во многом предопределила и твердая позиция Кремля, который дал понять, что и далее готов выделять Приднестровью гуманитарную помощь, помогать инвестициями, но не собирается спонсировать Смирнова и его окружение.

По сути, лидер Тирасполя стал жертвой первых свободных выборов – до этого в ходе постановочных избирательных кампаний он легко побеждал заведомо слабых противников. Когда кресло под Смирновым зашаталось, на его защиту бросилось всего пару сотен пожилых активистов пропрезидентских движений, которые призвали его ввести чрезвычайное положение и отменить выборы. Но у силовых министров, похоже, не было никакого желания рисковать - они убедили Смирнова смириться с поражением. Да и сам он хорошо понимал всю абсурдность перспективы стать нелегитимным президентом непризнанной страны. В отличие от Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье не имеет общей границы с Россией, а местное население давно живет с ощущением "осажденной крепости", защитники которой не могут позволить себе роскоши митинговых распрей и уличных столкновений. Пример тому – 2006 год, когда на парламентских выборах здесь победила партия "Обновление" во главе с молодым перспективным политиком Шевчуком, который был затем избран спикером парламента. Многие ждали, что он выдвинет свою кандидатуру и на президентских выборах. Но после того, как между Молдавией и Приднестровьем разгорелась очередная экономическая война, Шевчук отказался выдвигаться, объяснив, что не "хочет раскалывать общество в трудный момент". Смирнов воспользовался этим – победив на выборах, он зачистил политическую поляну, добившись отставки Шевчука с поста спикера и лидера правящей партии – на эти должности в 2009 году был назначен Каминский.

В отличие от 2006 года, на этих выборах власти Молдавии дипломатично промолчали, ограничившись дежурным заявлением "о незаконных выборах". Зато давление на Смирнова оказала Москва - о поддержке Каминского заявила "Единая Россия", подписавшая соглашение о сотрудничестве с "Обновлением". И пока лидер Тирасполя задействовал административный ресурс на борьбу со спикером, в лидеры неожиданно вышел Шевчук, который провел рекордное число "живых" встреч с избирателями и сумел объединить вокруг себя протестный электорат. Росту симпатий способствовала и его прежняя отставка - как и на всем постсоветском пространстве, обиженных властью здесь любят.

Уход Смирнова рассматривался Москвой и как необходимое условие для более конструктивной позиции Приднестровья в урегулировании приднестровской проблемы. Россия заинтересована в улучшении отношений между Кишиневом и Тирасполем, видя в этом путь к возобновлению переговоров, которые давно буксуют. Но большинство экспертов, которые с энтузиазмом обсуждают перипетии приднестровских выборов и их возможное влияние на ход переговоров, сходится во мнении, что чудесных прорывов здесь ожидать не стоит. Как и принимать всерьез рассуждения некоторых политологов, что этот конфликт самый легкий из всех существующих в СНГ и его можно быстро урегулировать. Если все так просто, почему уже двадцать лет не одно поколение переговорщиков топчется на месте? И почему после провала предложенного ОБСЕ в 2002 году проекта федерализации Молдавии и разработанного в 2003 году Кишиневом и Тирасполем при посредничестве Москвы "меморандума Козака", никаких реальных шагов по разрешению проблемы так и не было сделано?

"Происходит это потому, что стороны не желают договариваться и играют на абсолютную победу и капитуляцию противника", - считает бывший глава МИД Приднестровья Валерий Лицкай, который многие годы возглавлял на переговорах приднестровскую делегацию. По его мнению, у каждого участника переговоров диаметрально противоположные модели.

Парламент Молдавии в 2005 году принял закон о куцей автономии Приднестровья, которая была разработана односторонне, без учета мнения Тирасполя. Тогда бывшему президенту Владимиру Воронину нужны были для избрания голоса оппозиции, и он пошел на эти уступки.

"В Тирасполе на это ответили в 2006 году референдумом, больше 97 проц участников которого высказались за независимость Приднестровья с последующим присоединением к России. Можно не признавать этот плебисцит, но для нового главы Приднестровья начинать свое правление с пересмотра его итогов, равносильно политическому самоубийству", - уверен Лицкай.

Нереально отменить сейчас и молдавский закон - ситуация в Кишиневе сегодня еще более сложная, при Воронине, партия которого проиграла выборы и уже два года в оппозиции, а лидеры партий, входящих в правящую коалицию "За европейскую интеграцию", заняты дележом власти и уже третий год не могут избрать президента. Шансы, что Молдавия скоро выкарабкается из затяжного экономического и политического кризиса, невелики.

Нет согласия и среди посредников, которых стороны привлекли к переговорам - России, Украины, ОБСЕ и наблюдателей от США и ЕС. Приднестровье же находится на разломе двух геополитических платформ – с одной стороны Евросоюз, НАТО и поддерживающее их США, с другой – Россия, которая начинает формировать Евразийский Союз. Так было, есть и очевидно будет в обозримом будущем. Единой позиции по вопросам урегулирования конфликта у этих глобальных игроков нет, они борются за преобладание здесь, используя все доступные средства и рычаги. Каждая из сторон конфликта ориентирована на противоположные векторы геополитики: Кишинев – на Запад, Тирасполь – на Восток. Лучше всего эта ситуация отразилась на истории с "меморандумом Козака" - и стороны пришли к согласию, и документ был. Но Вашингтон "нажал" на Воронина и все рухнуло.

Все больший интерес к региону в последнее время проявляет и соседняя Украина. До 1940 года большая часть Приднестровья имела автономной статус в составе советской украинской республики. И это помнят в Тирасполе - в 1991 году Смирнов зондировал Киев просьбой о восстановлении приднестровской автономии в составе независимой Украины. Тогда это предложение не было принято. Но за прошедшие годы около 100 тыс приднестровцев обзавелись украинским гражданством, и теперь многие политики, как в Киеве, так и в Тирасполе все активнее обсуждают эту идею.

"Пока же в регионе сложился геополитический баланс - ни у кого нет значительного преимущества и, соответственно, пока не может сложиться единое решение. И этот тупик нельзя разрешить ни самим сторонам, ни каким-либо посредникам по отдельности", - считает Лицкай.

Хотя в ходе выборов противники Шевчука настойчиво внушали избирателям мысль, что после победы он "бросится в объятья Кишинева и сдаст Приднестровье Западу", в это мало кто верил. Как и в предположения, что если подержанный "Единой Россией" Каминский проиграет выборы, Москва радикально пересмотрит свое отношение к Тирасполю.

Уход из Приднестровья означал бы для России резкое снижение влияния в этом регионе, включая соседнюю Украину и весь Причерноморский регион. Не может Россия оставить на произвол судьбы и своих соотечественников – по последним данным каждый третий из полумиллиона приднестровцев принял российское гражданство. Это хорошо понимает и Шевчук, и Каминский, которые в ходе голосования во втором туре заверили, что продолжат курс на укрепление независимости и сближение с Москвой. Причины тому более чем веские - значение России для Приднестровья трудно переоценить. Москва пришла на помощь, когда в 1992 году здесь шел конфликт, в ходе которого тысячи людей погибли, десятки тысяч были ранены и стали беженцами. Тогда командующий расквартированной в регионе 14-ой российской армиии генерал Александр Лебедь железной рукой остановил кровопролитие, чем спас не только Приднестровье, но и саму Молдавию от сползания к крупномасштабной гражданской войне. С тех пор приднестровцы видят в российских миротворцах гарантов безопасности, которые вместе с молдавскими и приднестровскими коллегами надежно охраняют мир. Об эффективности операции говорит факт, что за все эти годы здесь не было ни одной вспышки насилия, не погиб ни один человек. Москва играет не только важную роль посредника и гаранта приднестровского урегулирования. Ни для кого не секрет, что непризнанное государство во многом существует за счет помощи России, которая долгие годы сквозь пальцы смотрит на неплатежи за газ – долг Приднестровья "Газпрому" давно превысил 2,5 млрд долларов. Россия также оказывает региону систематическую гуманитарную помощь. И в ходе прошедших выборов, многие приднестровцы, узнав из предвыборных публикаций в российской прессе о махинациях Смирнова, опасались, как бы их не лишили этой помощи. Тогда пенсионеры остались бы без надбавки к пенсиям, которые здесь называют "путинскими". А детские садики, школы и больницы – без тепла и лекарств.

"После победы новому лидеру Тирасполя придется по-новому выстраивать отношения с Молдавией, Россией и другими внешними партнерами. На первый план выйдет наведение порядка в экономике, создание условий для инвесторов. В Приднестровье немало перспективных предприятий, поливное земледелие и при эффективном управлении и серьезных капиталовложениях они могут процветать", - считает директор Центра стратегических исследований и реформ в Кишиневе Галина Шеларь, которая уже много лет изучает экономические процессы на обоих берегах Днестра.

"Пока деловые люди из-за неопределенности статуса республики, отсутствия четких правил игры, боятся вкладывать в Приднестровье. Исключение составляют несколько российских компаний, которые, скупив через европейские фондовые рынки акции, стали владельцами ряда крупнейших предприятий региона, среди которых Молдавская ГРЭС и металлургический завод в Рыбнице", - уточнила Шаларь.

Не последнюю роль играет экономика и в проблеме урегулирования конфликта. Как известно, при объединении той же Германии были задействованы огромные материальные ресурсы. Строительство объединенного государства с Молдавией, конечно же обойдется гораздо дешевле, чем единого немецкого, которое уже "съело" около двух триллионов долларов. Тем не менее, это миллиарды долларов, которых ни у Кишинева, ни у Тирасполя, нет. Оплатить решение проблемы в состоянии только внешние партнеры - ЕС и США, с одной стороны, и Россия с другой.

Пока же активность в приднестровском урегулировании демонстрируют Москва и Берлин, которые обсуждая вопросы европейской безопасности, активно подталкивают Кишинев и Тирасполь за стол переговоров. Благодаря их усилиям в ноябре в Москве стороны согласились возобновить после пятилетнего перерыва переговорный процесс в формате "5+2" /Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС/. Но как пишет в эти дни молдавская пресса, "Шевчук может стать на них еще более жестким переговорщиком, чем Смирнов". Судя по досье, у него пять высших образований, он успел поработать в крупнейшей в регионе корпорации "Шериф", известной агрессивным менеджментом в бизнесе и спикером парламента. У него неплохие связи среди бизнесменов и политиков как на Востоке, так и на Западе. "Это будет тот же железный кулак, но в бархатной перчатке", - пишет пресса в Кишиневе. Там считают, что новый лидер продолжит на переговорах выстроенную его предшественником линию "малых шагов", обсуждая восстановление мер доверия, железнодорожного сообщения, телефонной связи, передвижение людей и товаров и другие технические вопросы. Он также будет настаивать на равноправном диалоге и выполнении прежних договоренностей, которые молдавские политики не торопятся претворять в жизнь.

Справедливости ради надо сказать, что веские причины не торопиться с объединением есть и в самой Молдавии. И не только потому, что из-за кризиса парламент уже третий год не может избрать президента. Как показали опросы, в условиях кризиса, выгнавшего на заработки большую часть населения, лишь 1 проц молдаван считает приднестровское урегулирование главным приоритетом. Свою роль сыграла и стратегия Кишинева в урегулировании конфликта, которая строилась на идее интеграции в Европу – "сначала интегрируемся мы, а потом с помощью Брюсселя подтянем Приднестровье". Когда надежды на скорое вступление страны в ЕС рухнули, все обернулось тем, "что плохо получается и первое, и второе", пишет та же молдавская пресса.

Все больше молдавских политиков осознает, что решить приднестровскую проблему — означает создать новое молдавское государство. Надо будет поделиться властью с приднестровцами и в парламенте, и в правительстве. Но такой сценарий та же пресса в Кишиневе не без страха называет "приднестровизацией страны". Особенно боятся ее сторонники объединения с Румынией, которые понимают, что это поставит крест на их планах затащить Молдавию в ЕС и НАТО через Бухарест.

Нового же главу Приднестровья сейчас больше беспокоят проблемы более прозаичные, чем геополитический расклад в регионе и создание общего государства с Молдавией. В беседе с корр. ИТАР-ТАСС он высказался за объединение приднестровского общества. "В единении - серьезный потенциал нашего развития и мы сделаем все, чтобы объединить людей. Прошедшие выборы показали, что приднестровцы выбирают развитие и стабильность, хотят, чтобы близкие, которых безработица выгнала из республики, вернулись домой. Только вместе, с добротой и мудростью нашего народа, его трудолюбием, мы сможем возродить республику", - рассказал Шевчук. Он добавил, что в первую очередь власти намерены "навести порядок в экономике и сделать Приднестровье привлекательным для инвесторов".

"Нам необходимо также изыскать доходы для бюджета, который столкнется с огромным дефицитом - поступления в него, по прогнозам экспертов, не смогут покрыть расходы", - рассказал Шевчук.

И здесь у нового главы Приднестровья есть задел - за годы работы спикером парламента он был автором ряда инициатив и разработок, направленных на усиление экономической самостоятельности и инвестиционной привлекательности Приднестровья. Самое время претворить их в жизнь. 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама