Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Что ждет бизнес от саммита АТЭС?

5 сентября 2012, 17:39 UTC+3 Олег Гладунов, Москва

В подготовку Владивостока к саммиту АТЭС вложено около 679 млрд рублей

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

тасс форумВ подготовку Владивостока к саммиту АТЭС вложено около 679 млрд рублей. Из них федеральный бюджет выделил 219 млрд рублей, Приморский край – еще 116 млрд рублей, и около 344 млрд рублей составили внебюджетные средства. Общая смета строительства увеличилась в 4,6 раза от изначально планируемой суммы, подсчитала Счетная палата России. Правда, вместе со сметой увеличилось и количество объектов, которые останутся в городе после саммита. Однако, по мнению аудиторов, такое "превышение нормы" выдачи государственных денег настораживает.

При этом, из бюджета самого города Владивостока на эту поистине "комсомольскую стройку XXI века" было потрачено 50 млн рублей. И это не считая государственного софинансирования в рамках федерального закона "О фонде реформирования ЖКХ", рассказал в печати мэр Владивостока Игорь Пушкарев.

Пока Владивосток не входит даже в десятку списка самых привлекательных городов для бизнесменов и инвесторов. Инвестиции в основной капитал городского бизнеса в первом квартале 2012 года составили 47,4 млрд рублей – всего лишь 64,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, свидетельствуют данные службы статистики по Приморскому краю.

Поэтому в рейтинге "Ведение бизнеса в 2012 году", составленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, в который входит 30 российских городов, Владивосток стоит в середине списка – на 15-й строчке. А по версии журнала Forbes, в рейтинге самых удобных городов для бизнеса, Владивосток вообще находится лишь на 25-й строчке из 30. Но может быть теперь ситуация изменится?

 

Русский "Гарвард"

На создание новых очистных сооружений во Владивостоке и соседнем Артеме за эти годы было потрачено почти 9 млрд рублей, из которых 6 млрд пошли из федерального бюджета.

Вантовый мост длиной почти в 3 км через пролив на остров Русский, где будет проходить саммит, сооружение монументальное, высота его пилонов 320 метров. Для сравнения, высота подобных конструкций моста Стоункаттерс в Гонконге составляет 298 метров, а моста во французской Нормандии – 215 метров. Саммит будет проходить в новом Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), уже окрещенном "русским Гарвардом", а по окончании помещения, построенные для встречи иностранных гостей, будут переданы учреждению. В результате в его стенах, как ожидается, к 2017 году будут учиться 7500 иностранных студентов.

Генподрядчиком застройки острова отдельным указом президента был назначен владелец Crocus Group Арас Агаларов, чье состояние Forbes оценивает в 1,6 млрд долларов. Началось все с того, что куратор строек саммита во Владивостоке - первый вице-премьер Игорь Шувалов вызвал владельца Crocus на совещание, где обсуждалась смета будущего проекта. Девелопер предложил построить больше площадей, чем планировалось, причем – за те же деньги. Правда, потом российскому бюджету все-таки пришлось раскошелиться - вложить в проект 70 млрд рублей, вместо первоначальных 54 млрд.

Как рассказывают очевидцы, апартаменты для профессоров, где во время саммита поселят первых лиц стран – участниц АТЭС, очень похожи на классический пентхаус, а студенческие комнаты, где в сентябре будут жить гости – поскромнее, напоминают стандартный номер в хорошем отеле. По сравнению с теми условиями, в которых сейчас живут студенты, это просто настоящий курорт. Предполагается, что эти помещения после саммита ДФВУ должен сдать иностранцам, чтобы компенсировать часть затрат бюджета на строительство кампуса на острове Русском. Интересно, кто будет жить в этих дорогостоящих пентхаусах, если за такие деньги можно учиться в настоящем Гарварде?

 

Привлекательный регион

Основа для роста инвестиций в Приморье – земля, ее цена и доступность. Однако вместе с развитием города местные бизнесмены отмечают резкий – в десятки раз - рост арендных ставок. В тех случаях, когда крупный субъект предпринимательства предоставлял по договорам субаренды площадки более мелким субъектам, все это отразилось на потребителях ростом цены. Но завышать цену намного не получиться – конкуренция с импортом помешает, а значит, будет страдать рентабельность инвестиций и, соответственно, они станут снижаться.

Впрочем, глава совета Приморского регионального отделения ОПОРА России, советник губернатора Приморского края по развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Савинов не связывает рост ставок только с подготовкой к саммиту, объясняя, что это вызвано и увеличением кадастровой стоимости земли в Приморском крае, которое произошло в начале прошедшего года.

Но это еще полбеды - местные предприниматели сталкиваются также и с проблемами при получении земельных участков. "Земля под коммерческие объекты до саммита АТЭС, практически не выделяется, поэтому что-то строить сейчас могут только приближенные к госструктурам компании", - заявил журналу Forbes исполнительный директор Дальневосточной гильдии управляющих и девелоперов Роман Максимов.

По его словам, другая большая проблема края – неразвитость инфраструктуры. Предпринимателям не хватает складских помещений, транспортно-логистических компаний. Максимов указывает и на высокий уровень административных барьеров, сложность решения вопросов подключения к тепло- водо- и энергоснабжению, а также на наличие больших обременений для бизнеса в виде обустройства социальной сферы и так далее.

Новые дороги и аэропорт – это, конечно же, хорошо, но когда существуют серьезные ограничения доступа к земле и административные барьеры, никакое строительство дорог и мостов не приведет к увеличению притока инвестиций в регион, считают предприниматели.

Правда, сейчас руководство Приморского края "разрабатывает механизмы" по увеличению инвестиционной привлекательности региона. По распоряжению губернатора создается совет по привлечению инвестиций, агентство по привлечению инвестиций, конгресс-бюро для организации и проведения выставок. Если все будет реализовано, то огромные конкурентные преимущества перед другими регионами помогут Приморскому краю в привлечении инвестиций, полагают власти.

Но даже по самым оптимистичным прогнозам, на создание благоприятного инвестиционного климата все равно уйдет еще не один год. К тому же, как показывает практика, все эти советы без практического изменения законодательства по получению земельных участков и строительства инфраструктуры, могут оказаться бесполезными.

 

Транзитом в Европу

В общем, развитие малого и среднего бизнеса в регионе целиком и полностью зависит от действий местных властей после проведения саммита. Однако крупный бизнес также надеется, что саммит АТЭС позволит превратить Владивосток из последнего европейского города в первый в Азии, который станет "транспортными воротами" в центр России.

Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова, "Базовый элемент" Олега Дерипаски, ВТБ, "Транснефть" и фонд "Сколково" учредили Национальный деловой центр (НДЦ), который стал оператором саммита АТЭС. На первую встречу участников этого центра приглашены главы регионов и президенты крупных корпораций Приморья. "Мы сформировали повестку с тремя ключевыми пунктами - обеспечение продовольственной безопасности, развитие логистическо-транспортной системы и инноваций", - сообщил глава правления НДЦ Владимир Андросик.

По его словам, чтобы увеличить транзит через Владивосток по территории России, необходимо модернизировать железные дороги и сделать лояльнее систему тарифов. Ведь сегодня только из Китая ежегодно отправляются в Европу товары на 500 млрд долларов, и большая часть этого экспорта идет морем, через Индийский океан. Из-за неразвитой инфраструктуры транспорта, через Россию перевозится менее 1% от этой суммы, пояснил Андросик, но если удастся перенаправить китайский экспорт, то регион сможет заработать на этом миллиарды долларов. Кроме того, через Приморье в Азию можно экспортировать и зерно из Алтая.

В июле российский НДЦ АТЭС, объединяющий отечественные компании, заинтересованные в развитии бизнеса в регионе, и аудиторскую компанию Pricewaterhouse Coopers (PwC) представили доклад по развитию транспортно-логистической системы Азиатско-Тихоокеанского региона. В докладе PwC отмечалось, что оптимизация маршрутов позволит странам АТЭС и России до 2020 года сэкономить около 300 млрд долларов в двусторонней торговле и около 370 миллиардов - на транзите между Азией и Европой.

По оценкам другой аудиторской компании – Ernst & Young, сейчас на Россию приходится всего 1,5% от общего объема торговли со странами АТЭС. Несмотря на удачное стратегическое расположение, существенным барьером для развития торговли являются несовершенство таможенного регулирования и технологические ограничения инфраструктуры. Например, даже простое сокращение сроков прохождения таможни в российских портах может привести к увеличению торговли на 30%. Причем, этого можно добиться в краткосрочной перспективе, и без всяких инвестиций, считает глава НДЦ Андросик.

Экономический эффект для стран АТЭС при инвестициях в транспортную инфраструктуру России в размере 20-30 млрд долларов оценивается НДЦ в более чем 600 млрд долларов к 2020 году. По мнению экспертов НДЦ АТЭС, ключевыми направлениями инвестирования должны стать: модернизация Транссибирской магистрали, освоение Северного морского пути, а также внедрение новых технологий и упрощение процедур при оформлении грузов. Тогда в потенциале объем перевозимых грузов по территории России может увеличиться в пять раз.

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама