Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Впервые за 60 лет процесс расширения европейского интеграционного проекта пошел вспять

23 ноября 2012, 22:51 UTC+3 Денис Дубровин, Виталий Макарчев (ИТАР-ТАСС, Брюссель)
Это означает неизбежное сокращение европейских программ и, как следствие, всего проекта
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Провал саммита ЕС по согласованию бюджетного плана сообщества на 2014-2020 годы продемонстрировал, что Евросоюз вступил в принципиально новую фазу своего развития. Впервые в 60-летней истории европейского интеграционного проекта процесс увеличения его финансовой базы - бюджета пошел вспять, что означает неизбежное сокращение европейских программ и, как следствие, всего проекта.

"Впервые в истории Евросоюза мы обсуждаем не увеличение, а сокращение бюджета ЕС, и это несмотря на увеличение числа стран-членов Евросоюза, которых скоро станет 28 /после вступления Хорватии/", - заявил сегодня на итоговой пресс-конференции саммита опустошенный длительными и безрезультатными переговорами глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

"Это накладывает на нас высочайшую ответственность по обеспечению качества бюджета. Несмотря на сокращения, он должен оставаться катализатором развития, конкурентоспособности, занятости", - добавил глава Еврокомиссии, пытаясь оправдать провал саммита сложностью дискуссии.

Баррозу заявил, что после саммита он остался убежден в том, что предложенный Еврокомиссией бюджетный план /в размере 1091 млрд евро/ "остается оптимальным". В то же время он заявил, что "готов к компромиссам и уступкам", поскольку "последствия отсутствия компромисса по бюджетному плану ЕС будут катастрофическими для экономики, инвестиций и всех европейцев".

По итогам саммита ни глава Еврокомиссии, ни президент ЕС Херман Ван Ромпей не озвучили внятного плана действий по преодолению нынешнего бюджетного кризиса. "Работа над семилетним бюджетным планом ЕС на 2014-2020 годы продолжится в ближайшие недели", - сказал Ван Ромпей. Он также отметил, что "следующая встреча на высшем уровне по бюджетным проблемам может состояться в начале 2013 года".

Страны ЕС не смогли достичь компромисса именно потому, что европейские институты и ряд лидеров европейских государств до последнего момента надеялись, несмотря на тяжелый экономический и финансовый кризис в Европе, продолжить процесс ежегодного наращивания бюджета Евросоюза, продолжавшийся до сегодняшнего дня. Именно исходя из этого принципа Еврокомиссия подготовила проект семилетнего бюджетного плана в размере 1091 млрд евро / включая около 50 млрд внебюджетных средств/, что значительно превышает размеры предыдущей "семилетки" - 975,7 млрд евро.

Этот проект буквально разбился о непримиримую оппозицию со стороны наиболее развитых стран-доноров европейского бюджета, чьи взносы в бюджет ЕС значительно превышают получаемые ими дотации в рамках различных европейских программ. Наиболее жесткую позицию среди них заняли Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Финляндия и Дания, которые считают аппетиты Брюсселя "чрезвычайно завышенными в условиях, когда правительства ЕС и европейские налогоплательщики вынуждены жить в условиях жесткой экономии".

Поддержка этого бюджетного плана со стороны 15 стран Восточной и Южной Европы, которые получают из бюджета ЕС больше средств, чем вносят в него, никак не повлияла на итоги саммита. В целом, среди лидеров стран Восточной Европы на этой встрече царила фрустрация и ощущение обманутых иллюзий, поскольку их государства вступали в ЕС с перспективой получения поддержки из европейских фондов, которая сегодня тает на глазах.

Даже предложение президента ЕС о сокращении бюджетного плана примерно на 80 млрд евро лишь усилило противоречия – одни страны сочли сокращение недостаточным, другие – чрезмерным. "Проект единого бюджета ЕС не предлагал ни одного евро экономии, это является прямым оскорблением налогоплательщиков", - заявил главный оппонент расширения европейского бюджета – премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. При этом, несмотря на "близорукость" Брюсселя, "почти 200 высших чиновников Евросоюза получают зарплату больше чем у премьера Великобритании", прибавил Кэмерон, одно из требований которого как раз и заключается в ограничении административных расходов брюссельских штаб- квартир, снижении зарплат евробюрократов и повышения до 68 лет возраста их выхода на пенсию.

Его фактически поддержала Ангела Меркель - канцлер Германии, которая является первой экономикой ЕС и главной страной-донором средств европейского бюджета. По ее словам, на двухдневном саммите шансов на успех и достижение соглашения по 7-летнему единому бюджетному плану ЕС практически не было. “Я сомневаюсь, что главы государств и правительств 27 стран ЕС были хотя бы близки к принятию бюджета на нынешнем саммите”, - подчеркнула она.

Примирительно в этих условиях выступил президент Франции Франсуа Олланд, который предложил не делать трагедии из провала нынешнего саммита. “Несмотря на неудачу, встреча оказалась полезной и стала шагом к достижению будущего согласия. Традиционно Евросоюзу требуется для принятия подобных решений два саммита: первый для понимания позиций основных стран и выявления тех областей, где возможно их сближение, и второй – для принятия документа”, - добавил Олланд

Крайне жестко против сокращения бюджета ЕС выступили председатель Европарламента Мартин Шульц и глава фракции либералов в Европарламенте Ги Верхофстадт. Оба они рассчитывают занять пост главы Еврокомиссии на период с 2015 по 2020 годы. "Чем больше бюджет будет сокращен, тем больше вероятность, что Европарламент проголосует против этого проекта", - пригрозил Шульц. "Миллиард туда, миллиард сюда. Какая скучная и бессмысленная дискуссия!" - написал в своем микроблоге в сети "Твиттер" автор манифеста "Соединенные Штаты Европы" Верхофстадт, который сравнил саммит ЕС с "турецким базаром".

Саммит выявил еще одну интересную тенденцию. В борьбе за влияние внутри Евросоюза Германия сегодня все больше отдаляется от своего традиционного союзника последних лет – Франции и быстро сближается с Великобританией. "Германия сделает все, что необходимо, чтобы не допустить выхода из сообщества Великобритании", - заявила канцлер Меркель, которая сегодня особенно нуждается в поддержке Лондона, как противовеса Франции и странам Южной Европы, делающим основную ставку на развитие государственного сектора экономики. Подтолкнуть Великобританию к выходу из сообщества могла бы изоляция Лондона в дискуссии по бюджету, в которой Дэвид Кэмерон оказался бы вынужден использовать свое право "вето".

Смена геополитической ориентации Германии во многом связана со сменой власти во Франции, где на смену правому либералу Николя Саркози пришел социалист Франсуа Олланд. Европейские СМИ уже подыскали "имя" новому тандему, отмечая в своих комментариях, что на смену блоку "Меркози" пришла коалиция "Меркерон".

Таким образом, сегодня можно констатировать, что кризис суверенной задолженности стран зоны евро начал оказывать прямое и чрезвычайно сильное воздействие на состояние всего европейского проекта. Это подтверждается и тем фактом, что у Евросоюза сегодня есть проблемы не только по семилетнему бюджетному плану на 2014-2020 гг, но и по гораздо более насущному вопросу - принятие годового бюджета ЕС на 2013 год и "латание дыры" в 8,9 млрд евро в бюджете сообщества на 2012 год.

На последнем заседании Совета ЕС по экономике и финансам страны-доноры также категорически отказались вносить любые дополнительные деньги в бюджет этого года. Они отбросили даже саму идею переговоров по проекту бюджета на 2013 год, который по предложению Еврокомиссии должен был на 6,8 проц превысить бюджет 2012 года.

 

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Реклама