Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Конституция единства и созидания: 20-летний юбилей

30 ноября 2012, 14:40 UTC+3 Николай Сорокин (ИТАР-ТАСС, Казань)
Сегодня Татарстан, являясь одним из регионов-лидеров, вносит весомый вклад в укрепление и развитие Российской Федерации
Материал из 1 страницы
Фото Отдела по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Аппарата Государственного Совета РТ

Фото Отдела по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Аппарата Государственного Совета РТ

Началом нового этапа в демократическом развитии Татарстана, историческим рубежом в становлении государственности республики в рамках Российской Федерации назвал принятую 20 лет назад Конституцию республики участвовавший в ее разработке председатель Госсовета (парламента) Татарстана Фарид Мухаметшин. "Высшей ценностью она провозгласила правовое социальное государство, демократические свободы и благополучие людей", - отметил он в беседе с корр. ИТАР-ТАСС.

"6 ноября 1992 года Верховный Совет Татарстана принял новую Конституцию республики, ставшую важнейшим законом и нормой всей жизнедеятельности республики. Это поистине историческое событие ознаменовало собой принципиальный политический выбор, сделанный республикой, начало нового этапа в ее развитии. Высшей ценностью она провозгласила правовое социальное государство, демократические свободы и благополучие людей. Она стала историческим рубежом в становлении государственности республики", - этими словами начал беседу Фарид Хайруллович.

Оценивая значение Конституции с позиций нынешнего дня, ХХI века, Мухаметшин считает, что впервые был принят политико-правовой документ, который в полной мере отвечал вызовам наступившей эпохи в новой истории России и Татарстана и, в частности, воплотил чаяния многонационального народа республики. Отличительная особенность Конституции - она была принята без какого-либо диктата сверху, сумела объединить людей разных национальностей, политических пристрастий и вероисповеданий. "Впервые она была принята с учетом мнения людей, живущих на этой территории", - подчеркивает он.

Практика свидетельствует, продолжает собеседник, что Основной Закон Татарстана явился актом высокой нравственности. Как отметил в своем недавнем Послании Госсовету президент республики Рустам Минниханов, "двадцатилетие Конституции Татарстана подчеркнуло историческое значение Основного закона и его роль в формировании современной государственности республики. Сегодня Татарстан, являясь одним из регионов-лидеров, вносит весомый вклад в укрепление и развитие Российской Федерации".

За прошедшие десятилетия кардинально изменился политический ландшафт нашей страны и республики, вспоминает Мухаметшин. Исчезли с географических карт названия СССР и Татарская автономия. Немало сделано для становления нового демократического государства - Российской Федерации - и появления гражданского общества, превращения россиян в реальных субъектов политического процесса.

31 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана принимает решение об образовании в составе 39 народных депутатов и специалистов в области политики и права Конституционной комиссии для подготовки проекта новой Конституции Татарстана, которую возглавил Минтимер Шаймиев, в тот период руководитель парламента республики.

Вспоминая те исторические решения, собеседник напомнил, что республика за свою историю как советская автономия имела несколько Конституций. Однако все они носили чисто декларативный характер и принимались под жёстким партийным контролем в условиях однопартийной системы. Поэтому в начале 1990-х годов руководство Татарстана, народные депутаты, с одной стороны, отчетливо сознавали всю меру ответственности в связи с подготовкой проекта нового Основного закона. С другой, необходимо помнить, что многие социальные процессы в тот период несли на себе явную печать переходности и имели незавершенный характер. Страна была в ситуации «шоковой терапии», принципы федерализма еще даже не получили своего конституирования, целостная правовая система только складывалась. Параллельно в России начался спад производства, снижение уровня жизни, резкий скачок безработицы.

Но республика, да и вся страна фактически уже жила в другом измерении.

Шли переговоры вначале с союзным, а затем и с федеральным центром о подписании Татарстаном двустороннего Договора, началась работа Конституционного совещания по выработке проекта Конституции России.

Обретение реальных прав и полномочий позволило Татарстану избрать такой путь социально-экономических преобразований, который нашел поддержку в различных слоях общества. Мощная промышленность, устойчиво развивающееся сельское хозяйство, богатые природные и трудовые ресурсы обеспечивали Татарстану прочные позиции в экономическом пространстве России.

Проект новой Конституции был опубликован 31 декабря 1991 года для всенародного обсуждения, в ходе которого было внесено 5350 предложений, поправок и уточнений. Письма и телеграммы поступали не только из всех городов и районов республики, но и из других регионов. Были проведены международные правовые экспертизы. По мнению председателя парламента, все это было свидетельством неподдельного интереса к политическому процессу в республике и подготовке ее Конституции, и в отличие от предыдущих конституций, разработка которых была уделом узкого круга людей, творцом Конституции 1992 года выступил многонациональный народ Татарстана.

В мае 1992 года на сессии Верховного Совета состоялось первое чтение проекта Основного Закона. Конституционной комиссией были рассмотрены более 500 поправок, поступивших от народных депутатов. Без заинтересованного обсуждения не принималась практически ни одна норма, а ряд статей принципиального характера - о двух равноправных государственных языках Татарстана, об организации государственной власти, о гражданстве республики - порой вызывал даже поляризацию мнений народных депутатов.

6 ноября состоялось единогласное принятие Конституции Татарстана парламентом республики, - вспоминает его спикер. Новый Основной закон стал реальным историческим рубежом в становлении государственности республики. И хотя впоследствии в ее текст были внесены вполне естественные изменения, но именно первая редакция Основного закона заложила ряд фундаментальных принципов, сохранившихся по сей день. Причем следует помнить, что Татарстан был первым субъектом Федерации, принявшим свой Основной Закон, отвечая вызовам эпохи переходности и первоначального этапа в развитии рыночных отношений. Тогда не было еще и Конституции России, отсутствовала соответствующая федеральная нормативная база.

Конституция Татарстана, подчеркивает Фарид Хайруллиович, впервые в новой Российской Федерации на уровне субъекта зафиксировала системообразующие принципы демократического правового государства - верховенство законов, их неуклонное соблюдение, разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Был провозглашен приоритет общепризнанных норм международного права над законами республики.

Важнейшей политико-правовой нормой явилось наделение татарского и русского языков статусом государственных и равноправных. Конституционные положения о равноправии граждан Татарстана независимо от национальной принадлежности, языка, религиозных убеждений, предоставление гарантий пользования родным языком получили свое развитие в республиканском законодательстве. Уже в 1992 году был принят закон "О языках народов Республики Татарстан», составляющий правовую основу регулирования языковой сферы. А несколько позднее была принята Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Татарстана. Она предполагает расширение системы национального образования, содействие изданию литературы на языках народов Татарстана, финансирование научных исследований в этой области, создание условий для использования языковой полифонии республики в органах власти, учреждениях культуры и образования. Словом, везде, где национальные языки могут быть востребованы.

Принятие Конституции позволило Татарстану избрать свой, во многом уникальный, путь проведения радикальных социально-экономических реформ, считает Мухаметшин. И в то же время он замечает, что зачастую подходы региона, которые изначально встречали непонимание со стороны федерального центра, впоследствии им же брались на вооружение и распространялись как передовой опыт среди субъектов страны. Например, так было с идеями выстраивания социально ориентированной рыночной экономики, поддержки отечественного товаропроизводителя, восстановления государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции, проведения политики адресной социальной защиты.

Практика федеративного развития Российского государства, по мнению председателя республиканского парламента, убедительно доказала принципиальную правоту установок на повышение самостоятельности Татарстана.

А подписание в соответствии с нормами российской и татарстанской Конституций 15 февраля 1994 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации ознаменовало собой дальнейшую децентрализацию власти с тем, чтобы регионы России брали на себя больший груз ответственности в решении вопросов своего социального и экономического развития.

Договор 1994 года стал беспрецедентным событием в новейшей истории Татарстана, считает Мухаметшин. Его подписание сняло напряжение в отношениях между федеральным центром и республикой. "Это был пример цивилизованного решения проблем федеративного государственного строительства", - подчеркивает он. В преамбуле Договора были заявлены согласованные цели и приоритеты взаимодействия Центра и субъекта Федерации. Речь шла об обязательствах уважать общепризнанное право народов на самоопределение, принципы равноправия, добровольности свободы волеизъявления, о гарантиях сохранения территориальной целостности и единства экономического пространства РФ.

"Мы всегда шли легитимным, правовым путем", - подчеркивает глава парламента. Подписав с правительством России 12 соглашений, регулирующих отношения в различных сферах социально-экономической жизни, Татарстан, по сути, предложил свое видение и алгоритм децентрализации управления экономикой в масштабах всей страны.

Согласно нормам Основного Закона Татарстан приобрел право вступать в международные отношения, ограниченные рамками компетенции субъекта Федерации. На сегодняшний день правительством Татарстана подписано более 60 различных соглашений и протоколов с регионами России, ведущими бизнес - структурами, научными и исследовательскими центрами в странах Содружества, зарубежных государствах и их субъектах. Государственным Советом республики заключены 34 соглашения с субъектами Федерации, два - с органами федеральной власти и семь соглашений и протоколов с зарубежными партнерами.

Татарстаном установлены взаимовыгодные деловые отношения с рядом международных организаций, открыты 20 полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств в странах дальнего и ближнего зарубежья и регионах России.

В начале 2000-х годов, через 10 лет после принятия Конституции, объективно возникла необходимость внесения в нее определенных изменений.

Началась масштабная работа по приведению законов Татарстана в соответствие с федеральными. Параллельно начала работать Конституционная комиссия во главе с президентом республики Минтимером Шаймиевым, ставившая своей целью подготовить проект новой редакции Основного Закона. В своей работе Конституционная комиссия исходила из того, что в новой редакции необходимо адекватно отразить масштабные перемены, происшедшие в жизни республики, произвести надлежащую настройку татарстанских конституционных норм как с Конституцией РФ, так и в целом с развивающимся федеральным законодательством.

19 апреля 2002 года Госсоветом республики была принята новая редакция Конституции Татарстана. Она сохранила преемственность с Конституцией 1992 года. В статье 1 получила правовое закрепление норма, что Татарстан - это демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией на основе конституций России и Татарстана, а также Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан. Республика является субъектом Российской Федерации.

Существенное внимание, по словам Мухаметшина, уделено правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В новой редакции данный аспект отражен через призму общепризнанных норм, которые корреспондируются с нормами как российского законодательства, так и международного права. Расширена сфера деятельности института местного самоуправления до уровня городов и районов республики, закреплены права и полномочия органов народовластия в части владения, пользования муниципальной собственностью и многое другое. Другими словами, редакционные изменения затронули практически все разделы Конституции. В ней нашли свое отражение насущные требования наступившей новой исторической эпохи в России.

В феврале 2004 года истек десятилетний срок первого Договора. Была создана специальная комиссия, начавшая многотрудную работу по подготовке проекта нового Договора. После неоднократного обсуждения в палатах Федерального Собрания он был подписан 26 июня 2007 года президентом России Владимиром Путиным и главой Татарстана Минтимером Шаймиевым. Договор 2007 года дополнил идеи, заложенные в 2004 году.

"Появление договорных отношений в арсенале регулирования принципов взаимодействия между Центром и субъектом Федерации - убедительная характеристика Татарстана как наиболее последовательного сторонника укрепления федералистических принципов в Российском государстве", - подчеркнул президент Татарстана Рустам Минниханов на международной конференции, посвященной 20-летию принятия Конституции Татарстана.

Благодаря ситуации политической стабильности и межэтнического согласия, сейчас больше известной как "модель Татарстана", были достигнуты значимые успехи в экономической сфере, проведении социально ответственной политики, считает Фарид Хайруллович. В республике последовательно реализуется задача построения экономики инновационного типа, опирающейся на авангардные технологии и достижения науки, эффективное управление и инновационно-кластерный подход в образовании. Только так можно обеспечить конкурентоспособность и самодостаточность Татарстана. Как следствие, по объемам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал республика занимает 5-е место в РФ. Третье место в стране республика прочно удерживает по объему жилищного строительства: ежегодно вводится свыше 2 миллионов квадратных метров жилья. В том числе более трети - по программе социальной ипотеки. По объему продукции сельского хозяйства Татарстан входит в первую тройку среди субъектов РФ.

В 2010 году впервые в истории Татарстана объем промышленного производства превысил 1 триллион рублей. И текущий год республика планирует завершить с устойчивым ростом в размере более 5 процентов ВРП.

Повышению конкурентоспособности республики, созданию инновационной модели способствует широкомасштабное международное и внешнеэкономическое сотрудничество, отмечает Мухаметшин. Только за последний год в Татарстане проведены десятки крупных международных мероприятий, в том числе в рамках форума АТЭС в России. Итогом такого сотрудничества становится приток в республику прямых иностранных инвестиций и новых технологий. Налаживаются и укрепляются связи с ведущими компаниями - мировыми лидерами - "Форд", "Даймлер", "ЗМ", "Роквул", "Эр Ликид" и многими другими.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама