Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Семилетний бюджетный план ЕС: Европа сокращает амбиции и погружается в долги

9 февраля 2013, 13:19 UTC+3 Денис Дубровин, Виталий Макарчев (ИТАР-ТАСС, Брюссель/Лондон)

Бюджет ЕС на следующие 7 лет де-факто дефицитный

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

После 2,5 месяцев тяжелейших переговоров страны ЕС смогли сделать, казалось бы неосуществимое - принять план бюджета сообщества на 2014-2020 годы, сведя воедино противоположные позиции государств-доноров и государств-получателей бюджетных средств. Бюджет принят на уровне 959 млрд евро по расходам и 908 млрд евро по взносам стран ЕС, что на 3 проц меньше, чем бюджетный план текущего семилетнего периода 2007-2013 годов. Это сокращение, вызванное политикой жесткой экономии стран ЕС, стало беспрецедентным за всю историю сообщества и обещает Евросоюзу сокращение административных расходов и зарплат еврочиновников и ограничение целого ряда европейских программ.

Однако, 25 часов практически непрерывных переговоров на саммите сообщества в Брюсселе 7-8 февраля стали не окончанием, а лишь началом битвы за бюджет. Впереди - тяжелая позиционная война с Европарламентом, все фракции которого разъярены значительным сокращением средств, которыми ЕС будет располагать на свои программы в до конца десятилетия. Что до главы Европарламента - немецкого социалиста Мартина Шульца, то у него помимо институциональных, есть и личные причины для негодования - он претендует на пост главы исполнительной власти ЕС - Еврокомиссии созыва 2015-2020 годов, и ему не может понравиться урезание финансовой базы сообщества на этот период.

Еще одна черта посткризисного Евросоюза вновь явно проявилась на последнем саммите - музыку в Европе сегодня заказывают крупнейшие наиболее экономически продвинутые государства, которые за нее и платят. Равноправие стран в Европейском совете сейчас остается скорее символом, чем реальностью.

В дискуссии по бюджету премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону удалось взять инициативу с первых минут работы саммита. Он объявил сумму, которую Великобритания готова внести в единый бюджет ЕС и предложил ее в качестве эталона для исчисления всего бюджета.

Кэмерона поддержал президент Евросоюза Херман Ван Ромпей, а также канцлер Германии Ангела Меркель. Как сообщают информированные круги, это стало полной неожиданностью для президента Франции Франсуа Олланда, который надеялся на сохранение связки Берлин–Париж на нынешнем саммите. Тем более, что накануне, по словам французских дипломатов, Франция и Германия согласовали общую позицию, согласно которой предельная сумма бюджетного плана устанавливалась на уровне 960 млрд евро, а размер выплат со стороны стран-членов – в 913 млрд евро. Однако Кэмерон предложил более низкую сумму выплат – 905 млрд евро, которую в целом поддержала Германия, а также президент ЕС.

“В этот момент Франция нажала на тормоза, - заметил западный дипломат. – И вся машина саммита забуксовала”. Следствием стала отсрочка почти на шесть часов формального открытия саммита, хотя интенсивные консультации велись с утра четверга 7 февраля.

“Нынешняя встреча показала, что традиционный двигатель ЕС – тандем Франция-Германия распался, - заметил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС сотрудник Евросовета. – Вместо него образовалась новая конфигурация: дуэт Берлин–Лондон /чистые доноры бюджета/ и трио Париж-Рим-Мадрид /крупнейшие получатели/”.

Как отмечают независимые специалисты, особая активность Кэмерона была вызвана тем фактом, что нынешний саммит стал первым после заявления премьера о готовности провести в 2017 году в Великобритании референдум по участию в ЕС. Избирателям будет предоставлена возможность высказаться относительно того, оставаться стране в Евросоюзе или выйти из него.

“Эта перспектива создала новые условия для британской делегации, которая почувствовала большую степень свободы в своих действиях, - заявил корр. ИТАР-ТАСС в кулуарах саммита западный дипломат. – Мы не подозреваем Лондон в шантаже, однако Великобритания заняла отныне особое положение внутри ЕС, когда не ясно, сохранится ли она в его рядах или нет”.

Между тем в Брюсселе отмечают, что более других в Великобритании как участницы ЕС заинтересована Германия. “Берлин рассматривает Лондон как противовес Парижу, как необходимый элемент баланса между либеральным подходом к экономике и ставкой на государственное регулирование ей, как это делает Франция”, - заметил работающий на саммите аналитик.

Начало саммита было сложным, так как Олланд хотя и оказался изолированным перед лицом нового тандема Лондон- Берлин, однако он не готов был выбросить белый флаг. Дискуссии на встрече носили жесткий и затяжной характер. Консультации велись практически непрерывно всю ночь на пятницу. Сообщается, что ночью было лишь три небольших перерыва.

У многих журналистов создалось впечатление, что президент ЕС Херман Ван Ромпей пытался "взять лидеров стран ЕС измором". Однако когда это не удалось, он объявил в 10 часов утра в пятницу перерыв на 2 часа. Разъехавшиеся по своим брюссельских резиденциям для сна главы государств и правительств стран ЕС ответили на эту тактику Ромпея фактической забастовкой – к указанному часу никто из них кроме премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера не приехал в Мраморный дворец "Юстус Липсиус".

Работа саммита возобновилась не в полдень в пятницу, как этого хотел президент, а в 14:30 по местному времени / 17:30 мск/.

Согласно свидетельствам очевидцев, переговоры за общим овальным столом главного зала, вокруг которого наряду расположились многочисленные национальные делегации, напоминали "шекспировскую драму" с яростными выступлениями, громким хлопаньем дверей, едкими замечаниями, интригами и обидами. В результате затяжных консультаций Кэмерон был вынужден уступить и согласиться на увеличение выплат в бюджет с 905 до 908,4 млрд евро.

Следует отметить, что и Лондон не добился своей первоначальной цели – ограничения бюджетного плана /по расходам/ суммой в 886 млрд евро. Впрочем, это и не было реалистично - такой бюджет не имел шансов на утверждение не только из-за оппозиции со стороны стран-получателей помощи, но и из-за угрозы провала бюджетного плана Европарламентом / ЕП/, который не устроили и значительно более крупные суммы достигнутого компромисса.

Между тем все четыре крупнейшие фракции Европарламента уже выступили сегодня с совместным заявлением, в котором отметили, что не могут принять одобренный саммитом Евросоюза 7-летний бюджетный план. "Выработанный проект не повышает конкурентоспособность европейской экономики, наоборот, он ее ослабляет, - подчеркнули лидеры фракций. – Он не отвечает интересам гражданам Европы".

"Европарламент не может принять это бюджет", - говорится в документе.

Тем самым сегодняшнее заявление ведущих фракций ЕП показывает, что процесс окончательного одобрения Евросоюзом 7-летнего бюджетного плана далек от завершения.

Казалось бы, Кэмерон сделал огромную уступку, позволив утвердить бюджетный план по расходам /обязательствам по программам/ не в 886 а в 959 млрд евро. Но это иллюзия. Для Великобритании ключевым параметром является не то, сколько ЕС намерен тратить на свои программы в 2014-2020 годах - это проблема Еврокомиссии, а то, сколько денег ему обязались выделить страны сообщества. А эта сумма - доходная часть или объем взносов утвержден на уровне 908 млрд - всего на 3 млрд выше базового требования Кэмерона.

Таким образом, бюджет ЕС на следующие 7 лет де-факто дефицитный. Теоретически, этот дефицит может покрываться различными видами доходов от финансовой деятельности ЕС, но на практике основную его часть придется выбирать займами. Иными словами, Евросоюз, суммарная суверенная задолженность государств которого уже приближаются к 100 проц их ВВП, запрограммировал новое погружение в долги уже на общеевропейском уровне.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама