Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Великая история для великой страны

21 февраля 2013, 11:38 UTC+3 Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)

Ребёнку нужна история красивая. Тогда он её полюбит. Особенно полюбит он красивую историю своей родины

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Если посмотреть с точки зрения географии, сразу видно: Россия – страна большая. Сами цифры о том говорят: 140 градусов дуги с запада на восток – больше трети земной окружности.

Если посмотреть с точки зрения истории, сразу видно: Россия – страна великая. Опять же о том говорят, как минимум, цифры: 1150 лет государственного существования без сколько-нибудь значимой утраты суверенитета – таких государств в мире меньше, чем пальцев на руке.

Но вот если бросить взгляд на школьный учебник истории России… Собственно, сразу увидишь так много историй, что впору растеряться.

Во-первых, самих учебников, по свидетельству министра образования и науки Дмитрия Ливанова, – десятки. И истории в них можно прочитать весьма разные.

Во-вторых, на прошедшем съезде учителей обращалось внимание, что региональные школьные учебники весьма причудливы по сравнению с федеральными.

В-третьих, даже в неплохих учебниках ощущается наследие сразу нескольких образовательных концепций. В них соседствуют и советские воззрения с их ухудшающимся из века в век – вплоть до 1917 года – положением народа, и западнические веяния с постоянной констатацией отсталости России от Запада, и новейшие взгляды с положительной имперской компонентой.

Всё равно, что учить физику одновременно по Птолемею, Ньютону и Фоме Аквинскому…

Словом, если в географии у России свои координаты есть, то в истории – увы.

Поэтому слова президента о необходимости разработать учебники истории России для средней школы, построенные "в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого" – эти слова, в общем, были ожидаемы. Историки и учителя истории давно об этом говорят.

Но какова она должна быть, эта единая концепция учебника по истории?

Означает ли это концепцию единого правильного мнения об истории?

Вряд ли это реально в рамках демократического государства.

Едва ли кто из ответственных учёных возьмется изложить для школьников "единственно верную" версию. И следует, вероятно, согласиться с директором Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном, когда он говорит: "Речь должна идти не о едином взгляде на историю, который недостижим, а о консенсусе в концепции преподавания этой дисциплины в школе". Чтобы у детей рождались более чёткие представления о прошлом своей страны, не растащенном по политическим квартирам и личным предпочтениям преподавателей.

И принципиальные отправные пункты такой концепции представляются достаточно очевидными.

Не надо писать учебник истинной истории. Такой не бывает. Поиск истины – удел и хлеб профессиональных ученых. Пусть они в академических дискуссиях уточняют детали и спорят об деяниях исторических деятелей. А ребёнку нужна история красивая. Тогда он её полюбит. Особенно полюбит он красивую историю своей родины.

Не надо искать объективной истории. Такой тоже не бывает. Её уже творили субъективно, а уж отображали – и подавно. Разбираться в объективных закономерностях истории – дело философов. Но не мальчишек, которым нужны герои. Лучше всего – герои их родины. Девчонкам - герои нужны тем более.

Не надо искать и морали в истории. Её там столь же мало, сколь в теории Эйнштейна. Ибо нынешняя мораль субъектна и объективна только для нашего времени. Поэтому для жителей других времён неприложима, да и была бы приложима – они ведь всё равно уже умерли. А их мораль может быть для нас только уроком, но никак не поводом для осуждения – иначе с тем же успехом можем быть впоследствии осуждены и мы.

А вот честь, верность родине, мужество, героизм - они одни во все времена. И эти качества в нашем прошлом проявлялись весьма обильно. Не надо только отворачиваться от них и прятать их от пытливого детского ума.

Все просто: у великой страны есть великая история.

И учить в школе надо именно эту великую историю, которая отражает единый дух и непрерывный путь великой страны.

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама