Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Великая история для великой страны

21 февраля 2013, 11:38 UTC+3 Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)
Ребёнку нужна история красивая. Тогда он её полюбит. Особенно полюбит он красивую историю своей родины
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Если посмотреть с точки зрения географии, сразу видно: Россия – страна большая. Сами цифры о том говорят: 140 градусов дуги с запада на восток – больше трети земной окружности.

Если посмотреть с точки зрения истории, сразу видно: Россия – страна великая. Опять же о том говорят, как минимум, цифры: 1150 лет государственного существования без сколько-нибудь значимой утраты суверенитета – таких государств в мире меньше, чем пальцев на руке.

Но вот если бросить взгляд на школьный учебник истории России… Собственно, сразу увидишь так много историй, что впору растеряться.

Во-первых, самих учебников, по свидетельству министра образования и науки Дмитрия Ливанова, – десятки. И истории в них можно прочитать весьма разные.

Во-вторых, на прошедшем съезде учителей обращалось внимание, что региональные школьные учебники весьма причудливы по сравнению с федеральными.

В-третьих, даже в неплохих учебниках ощущается наследие сразу нескольких образовательных концепций. В них соседствуют и советские воззрения с их ухудшающимся из века в век – вплоть до 1917 года – положением народа, и западнические веяния с постоянной констатацией отсталости России от Запада, и новейшие взгляды с положительной имперской компонентой.

Всё равно, что учить физику одновременно по Птолемею, Ньютону и Фоме Аквинскому…

Словом, если в географии у России свои координаты есть, то в истории – увы.

Поэтому слова президента о необходимости разработать учебники истории России для средней школы, построенные "в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого" – эти слова, в общем, были ожидаемы. Историки и учителя истории давно об этом говорят.

Но какова она должна быть, эта единая концепция учебника по истории?

Означает ли это концепцию единого правильного мнения об истории?

Вряд ли это реально в рамках демократического государства.

Едва ли кто из ответственных учёных возьмется изложить для школьников "единственно верную" версию. И следует, вероятно, согласиться с директором Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном, когда он говорит: "Речь должна идти не о едином взгляде на историю, который недостижим, а о консенсусе в концепции преподавания этой дисциплины в школе". Чтобы у детей рождались более чёткие представления о прошлом своей страны, не растащенном по политическим квартирам и личным предпочтениям преподавателей.

И принципиальные отправные пункты такой концепции представляются достаточно очевидными.

Не надо писать учебник истинной истории. Такой не бывает. Поиск истины – удел и хлеб профессиональных ученых. Пусть они в академических дискуссиях уточняют детали и спорят об деяниях исторических деятелей. А ребёнку нужна история красивая. Тогда он её полюбит. Особенно полюбит он красивую историю своей родины.

Не надо искать объективной истории. Такой тоже не бывает. Её уже творили субъективно, а уж отображали – и подавно. Разбираться в объективных закономерностях истории – дело философов. Но не мальчишек, которым нужны герои. Лучше всего – герои их родины. Девчонкам - герои нужны тем более.

Не надо искать и морали в истории. Её там столь же мало, сколь в теории Эйнштейна. Ибо нынешняя мораль субъектна и объективна только для нашего времени. Поэтому для жителей других времён неприложима, да и была бы приложима – они ведь всё равно уже умерли. А их мораль может быть для нас только уроком, но никак не поводом для осуждения – иначе с тем же успехом можем быть впоследствии осуждены и мы.

А вот честь, верность родине, мужество, героизм - они одни во все времена. И эти качества в нашем прошлом проявлялись весьма обильно. Не надо только отворачиваться от них и прятать их от пытливого детского ума.

Все просто: у великой страны есть великая история.

И учить в школе надо именно эту великую историю, которая отражает единый дух и непрерывный путь великой страны.

 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама