Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Зона евро: зима, пришедшая с юга

9 марта 2013, 13:30 UTC+3 Денис Дубровин (ИТАР-ТАСС, Брюссель)

Сегодня главные проблемы зоны евро переместились из финансовой плоскости в сферу реальной экономики

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Несмотря на бодрые заявления европейских лидеров в конце 2012 года о том, что пик кризиса преодолен, последние прогнозы Еврокомиссии и европейского статистического агентства - Евростата - не внушают оптимизма. Если финансовая ситуация в Европе остается относительно спокойной, благодаря принятым в прошлом году монетарным мерам по преодолению кризиса, то реальный сектор европейской экономики переживает тяжелейший период. Экономический спад, рост безработицы, падение покупательной способности населения, а также пик банкротств, в первую очередь, малых и средних предприятий - вот далеко не полный список проблем, с которыми в той или иной степени сталкиваются сегодня все 17 стран зоны евро. Шок, который испытали жители зоны евро, привыкшие к высокому уровню благополучия и социальной защиты, уже вылился в социальные потрясения и радикальные политические перемены в большинстве государств.

Евростат отмечает, что зона евро продолжила погружение в рецессию /системный экономический спад/ в четвертом квартале 2012 года. Экономический спад только за этот период составил 0,6 проц. Таким образом, спад в зоне евро продолжается уже в течение трех кварталов подряд.

В связи с быстрым падением покупательной способности и спроса на основные категории товаров в Европе страны ЕС возлагают основные надежды на возобновление экономического роста и активизацию экспорта. Однако этому сейчас препятствует сравнительно высокий обменный курс евро по отношению к другим мировым валютам. Аналитики не исключают возможного втягивания зоны евро в валютные войны - монетарную политику, направленную на снижение обменного курса собственной валюты с целью повышения конкурентоспособности своих экспортных товаров.

Что касается прогнозов Европейской комиссии /ЕК/, то и они не внушают оптимизма. В феврале ЕК пересмотрела с понижением свой прогноз по зоне евро - в этом году она ожидает спад на уровне 0,3 проц, надеясь на возобновление роста только через год. Аналогичны ожидания и по другому базовому показателю - безработице, которая продолжит рост в нынешнем году и превысит 12 проц от всего трудоспособного населения 17 стран зоны евро.

В прошлом году был установлен абсолютный рекорд безработицы в зоне евро - 11,4 проц. ЕК особо подчеркивает, что длительная кризисная безработица в Европе может превратиться в структурную из-за потери людьми профессиональных навыков.

Но эти общие цифры маскируют огромную разницу в положении отдельных стран сообщества. Которую следовало бы сравнить.

Германия - мотор экономического развития зоны евро. С ВВП в 2,5 трлн евро она остается не только самой крупной, но и самой устойчивой экономикой сообщества. Ее рост в 2012 году составил 0,7 проц, уровень безработицы - 5,3 проц. Бюджетный дефицит за 2011 год - 0,8 проц ВВП, уровень госдолга - 80,5 проц. /Статистика основана на отчетах Евростата, данные по всем последующим государствам приводятся за те же годы, соответственно/. Германия - предмет зависти стран зоны евро, однако и у нее есть проблемы. Экономический рост республики сегодня обеспечивается за счет экспорта, поэтому для нее очень важно отсутствие увеличения курса евро к ведущим мировым валютам и рост экономик, а значит, и спроса ее главных торговых партнеров за пределами ЕС - США и Китая. Берлин чрезвычайно заинтересован в стабилизации ситуации в зоне евро, поскольку рецессия в Европе лишает его традиционного рынка для его товаров и подрывает его собственную привлекательность для мировых инвесторов.

Австрия - одно из немногих государств зоны евро, которое чувствует себя лучше Германии. ВВП - 284 млрд евро, безработица - 4,9 проц, рост - 0,7 проц, дефицит бюджета - 2,5 проц ВВП, долг - 72,4 проц ВВП. На вопрос об основных экономических проблемах Австрии большинство европейских экспертов не знают, что ответить, и теряются. Впрочем, быстро находятся, говоря, что стране угрожают глобальные риски мировой экономики...

Люксембург: ВВП - 42 млрд евро, безработица - 5,3 проц, рост - 0,2 проц, дефицит - 0,3 проц ВВП, долг - 18,3 проц. Банковский рай внутри Европы. Кризис заставил Великое Герцогство приоткрыть тайны вкладов и потрепал отдельные банки, но на фоне проблем остальных государств это не оттолкнуло от него инвесторов. Единственная заметная проблема - высокая стоимость рабочей силы, но на фоне самого богатого населения в Европе она теряется, исчезая при виде покупательной способности люксембуржцев. По менталитету своего малочисленного населения Люксембург ближе к Германии, чем к Франции, что в полной мере отражается на его экономических и финансовых показателях.

Бельгия: ВВП - 353 млрд евро, безработица - 7,4 проц, спад - 0,2 проц, дефицит - 3,7 проц, долг - 97,8 проц. Высокий для Западной Европы госдолг и дефицит бюджета заставляют правительство Бельгии сокращать расходы. В 2015 году страна рассчитывает выйти на сбалансированный бюджет / в пределах 0,1 проц дефицита/. Раздутая система социальной защиты ставит под сомнение выполнение этой программы. Социальная напряженность в стране медленно нарастает из-за постепенного урезания социальной системы, сокращения занятости в результате закрытия крупных предприятий, вызванного чрезвычайно высокой стоимостью рабочей силы в этой стране. На кредитный рейтинг Бельгии также давят политические противоречия между франкоязычным и нидерландоязычным сообществами королевства.

Нидерланды: ВВП - 591 млрд евро, спад - 0,9 проц, дефицит - 4,5 проц, долг - 65,5 проц, безработица - 6 проц. Экономический спад стал шоком для населения, что способствовало усилению позиций праворадикальных партий на политической сцене. Экономические перспективы - относительно стабильные.

Финляндия: ВВП - 180 млрд евро, безработица - 7,9 проц, спад - 0,2 проц, дефицит - 0,6 проц, долг - 49 проц. По финансовым показателям - одна из самых надежных стран зоны евро, что дает ей привилегированное положение в дискуссиях о мерах по спасению проблемных государств. Нордический характер населения, не склонного к роскоши южных стран Европы, благоприятный инвестиционный климат и экономическое партнерство с Россией заставляют Хельсинки опасаться только макроэкономических потрясений, и то не слишком сильно.

Эстония: ВВП - 15 млрд евро, безработица - 9,9 проц, рост - 3,2 проц, профицит бюджета - 1,1 проц, долг - 6,1 проц. Примерный ученик зоны евро. Самый низкий уровень долга, единственная страна сообщества с профицитом бюджета. Эстония присоединилась к зоне евро в 2011 году и еще сохранила привычку выполнять ее требования. Мизерный процент в суммарной экономике зоны евро не позволяет Эстонии заметно улучшить статистику сообщества. Советское прошлое дали этой стране три важнейших бонуса в нынешней ситуации: дешевую, по европейским меркам, но достаточно квалифицированную рабочую силу, портовую транспортную инфраструктуру и сравнительно низкий стартовый уровень экономического развития, оставляющий заметный потенциал для роста даже сегодня.

Аналогичная ситуация ждет Латвию, которая объявила о своем намерении присоединиться к зоне евро с января 2014 года. Ее примут с распростертыми объятиями, как в свое время Эстония. По словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, вступление 18-й страны в зону евро "является высшим признаком доверия к европейской валюте и доказательством жизнеспособности европейского проекта".

Словения: ВВП - 36 млрд евро, безработица - 10,2 проц, спад - 2,3 проц, дефицит - 6,4 проц, долг - 46,9 проц.

Словакия: ВВП - 66 млрд евро, безработица - 14,9 проц, рост - 2 проц, дефицит - 4,9 проц, долг - 43,3 проц.

Две малые и во многом схожие по своей экономической ситуации страны. Слаборазвитая /по европейским меркам/ инфраструктура превращает их в естественных получателей европейской помощи развития. Дешевая рабочая сила и низкий стартовый уровень экономики создают хорошие перспективы для роста. Их экономическое и финансовое положение зависит не столько от них самих, сколько от многочисленных сопутствующих факторов и тенденций, в первую очередь - общего состояния ЕС и зоны евро.

Мальта: ВВП - 6 млрд евро, безработица - 7,0 проц, рост - 1 проц, дефицит - 2,7 проц, долг - 70,9 проц. Самая маленькая экономика зоны евро, которую аналитики практически не замечают. Экономика жизнеспособна и была бы вполне благополучной, если бы не естественные тесные финансово-экономические связи с южными странами сообщества, оказавшимися в эпицентре кризиса. Все ее надежды на то, что зона евро вытянет непутевых соседей.

Франция ВВП - 1933 млрд евро, безработица - 10,6 проц, рост - нулевой, дефицит - 5,3 проц, госдолг - 86 проц. Вторая экономика зоны евро, но уровень стабильности несопоставим с Германией. Кризис и фрустрация населения в связи с быстро растущей безработицей и попытками правительства сократить социальные расходы привели к власти во Франции социалистов во главе с Франсуа Олландом. Предложенный им проект налоговой реформы с прогрессивной шкалой налогов, предполагающей обложение 70-процентным налогом доходы свыше 1 млн евро в год, инициировал "налоговое" бегство из страны не только миллионеров, но и представителей верхней страты среднего класса. Основной проблемой для Франции сегодня является рост безработицы и сопутствующих ей социальных проблем, который усугубляется непростым инвестиционным климатом в стране. Из-за ослабления экономического положения и радикальных изменений политического курса Париж в значительной мере утратил свое положение континентального европейского лидера, уступив его Германии.

В целом Франция остается страной, стоящей на границе между относительно благополучными и наиболее проблемными государствами зоны евро.

Италия: ВВП - 1549 млрд евро, безработица - 11,7 проц, спад - 2,2 проц, дефицит - 3,9 проц, долг - 120,7 проц. Третья экономика зоны евро, главной проблемой которой является огромный госдолг, вдвое превышающий предельно допустимые требования, прописанные в Пакте стабильности и роста. За счет кризисных реформ технократического правительства Марио Монти Риму удалось удержать в 2012 году в пределах нормы уровень дефицита и не допустить дальнейшего увеличения задолженности. Последние выборы в Италии показали, насколько повысили социальную напряженность в стране эти необходимые реформы. Популизм и политическая неопределенность - вот главные опасности для Италии сегодня, которые могут свести на нет скромные достижения технократов. Опасность такого развития событий особенно велика, поскольку у зоны евро просто нет средств на финансовое спасение третьей экономики сообщества.

Испания: ВВП - 1063 млрд евро, безработица - 26,2 проц, спад - 1,4 проц, дефицит - 9,4 проц, долг - 69,3 проц. Четвертая экономика зоны евро, находящаяся в катастрофическом положении. Безработица среди молодежи в возрасте до 25 лет в следующем году может превысить 60 проц. Все, кто может, пытаются уехать на заработки в соседние государства Европы. Невысокий уровень экономического спада - это обманчивый показатель, экономике Испании уже больше некуда падать. Эта страна вошла в кризис с экономикой, которая так и не смогла приспособиться к процессу быстрой глобализации мирового рынка. Ошибки финансового управления и чрезмерно затратные методы поддержания занятости привели эту страну к 2011 году на грань финансового коллапса, а последовавшие радикальные меры сокращения бюджетного дефицита привели к падению покупательной способности, добив частный сектор экономики. От дефолта и выпадения из сообщества Испанию пока удалось спасти - Мадрид ожидает формирования механизмов банковского союза для получения помощи в 100 млрд евро на прямую реструктуризацию банков. Перспективы восстановления экономики этой страны чрезвычайно неопределенны. Многие эксперты из государств, не входящих в зону евро, даже высказываются в том духе, что Испания бы только выиграла от выхода из сообщества, проведения дефолта, а возможно, и введения ограниченных протекционистских мер.

Греция: ВВП - 230 млрд евро, безработица - 27 проц, спад - 6,4 проц, дефицит - 9,4 проц, долг - 170,6 млрд евро. С Греции начался кризис суверенной задолженности зоны евро, однако эта страна была не его причиной, а лишь спусковым крючком. За 5 лет она прошла через все круги ада - начиная от обмана Брюсселя насчет уровня своего бюджетного дефицита, через первые неудачные программы бюджетной консолидации, болезненные увольнения, массовые непрерывные акции протеста, политические кризисы, отставки правительства и многомесячные попытки политических сил прийти к взаимопониманию, что делать дальше, под шум непрерывных манифестаций. Страна даже прошла через принудительную реструктуризацию части госдолга, что в принципе уже можно было бы считать управляемым дефолтом. Несмотря на это, сегодня все основные показатели страны остаются катастрофическими, которые до кризиса европейские лидеры не могли бы себе даже представить. Греция живет исключительно на жизнеобеспечении со стороны "тройки" международных кредиторов - Еврогруппы /представленной Еврокомиссией на всех переговорах/, Европейского центробанка и Международного валютного фонда /МВФ/. Сейчас страна получает уже вторую трехлетнюю программу антикризисной помощи, объемом 169 млрд евро. Ежемесячно эксперты "тройки" оценивают, как Афины выполняют обязательства по приватизации, сокращению и урезанию, и после этого выделяют им очередной транш в несколько миллиардов евро. По общему мнению специалистов, Греция станет последним государством сообщества, которое сможет выйти из кризиса.

Португалия: ВВП - 173 млрд евро, безработица - 17,5 проц, спад - 3,2 проц, дефицит - 4,4 проц, долг - 108,1 проц.

Ирландия: ВВП - 156 млрд евро, безработица - 14,7 проц, рост - 0,7 проц, дефицит - 13,4 проц, долг - 106,4 проц. Эти две страны идут рядом в статистических отчетах ЕС, несмотря на разницу в своих показателях и ситуациях. Португалия стала второй страной зоны евро, получившей программу антикризисной помощи, Ирландия - третьей. Объем стабилизационной программы для Португалии составляет 78 млрд евро, она рассчитана на период с лета 2011-го по второй квартал 2014 года. Сумма программы содействия Ирландии, рассчитанной на период 2010-2013 годов, достигает 85 млрд евро. Две трети средств для обеих программ предоставляют страны зоны евро, еще треть - МВФ. Средний срок погашения - 12,5 года в обоих случаях.

В обеих странах ситуация остается стабильно напряженной, однако они старательно выполняют требования по сокращению бюджетного дефицита со стороны "тройки" международных кредиторов, и эти усилия приносят свои плоды, хотя и не так быстро, как планировалось. 4 марта этого года оба государства запросили у Еврогруппы отсрочку по погашению антикризисных кредитов. Практически наверняка они получат ее уже в апреле. "Тройка" пойдет на это, чтобы избежать обострения социальной ситуации в этих странах.

Республика Кипр: ВВП - 17 млрд евро, безработица - 14,7 проц, спад - 2,3 проц, дефицит - 6,3 проц, долг - 71,1 проц. Кредитные агентства понизили в прошлом году рейтинг Кипра до некредитоспособного уровня, его ценные бумаги не торгуются на рынках, страна отрезана от коммерческих источников финансирования. Главной причиной столь плачевного состояния стал паралич финансовой системы из-за катастрофического положения главного экономического и финансового партнера Кипра - Греции. Кипр станет пятой страной зоны евро, которая получит антикризисную программу помощи. Уже известно, что ее объем составит 17-18 млрд евро, из которых 10 пойдут на реструктуризацию банков, а 8 - на обслуживание годолга и латание дыр в бюджете. Взамен Кипру придется пойти на серьезные уступки Брюсселю в плане ужесточения своего законодательства по борьбе с отмыванием денег и уклонением от налогов, что будет означать новые финансовые потери.

Сегодня главные проблемы зоны евро переместились из финансовой плоскости в сферу реальной экономики, а также социально-политическую область жизни Европы. Рост влияния националистических и популистских партий, патовые результаты выборов, невнятные программы партий традиционного политического спектра - все это свидетельствует о кризисе управления на уровне не только Евросоюза, но и отдельных государств. В ближайшие 1,5-2 года ситуация еще будет развиваться по инерции, страны ЕС и зоны евро будут держаться вместе по привычке, но по мере смены политических лидеров /а с 2008 года в некоторых странах сменилось по три правительства/ эта привычка может начать ослабевать.

Не исключено, что на смену ей придет новое осознание государствами ЕС своих национальных интересов, которые совсем не обязательно будут совпадать с интересами всего сообщества. Если к этому времени не будут найдены новый смысл и способ осуществления проекта единой Европы, он обречен на провал.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама