Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Парламент Грузии пытается ограничить полномочия Саакашвили

21 марта 2013, 18:07 UTC+3 Иван Сухов, ИТАР-ТАСС
Грузия ждет новостей с пленарного заседания парламента, на котором должен быть решен вопрос ограничения полномочий президента
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Грузия буквально с минуты на минуту ждет новостей с пленарного заседания парламента, на котором должен быть решен вопрос ограничения полномочий президента.

Заявленная конституционная реформа не так уж и масштабна – речь идет о запрете президенту распустить кабинет министров без согласия парламента, в период не ранее, чем через полгода после начала работы кабинета, но не позднее, чем за полгода до выборов президента.

Это узкое календарное окно, дающее президенту Михаилу Саакашвили конституционное право уволить своего главного оппонента, премьер-министра Бидзину Иванишвили, откроется в апреле. Редактируя конституцию сейчас, парламент, где по итогу выборов 1 октября прошлого года Иванишвили имеет "контрольный пакет" голосов, пытается таким образом создать кабинету дополнительную гарантию безопасности.

Сам Саакашвили уже заявил, что намерения распустить кабинет у него нет. Парадоксальным образом, именно он, а не большинство в парламенте, все еще остается главным архитектором политической реформы, забирающей у президента Грузии заметную часть полномочий. Его конституционная реформа, ограничивающая президентские возможности куда серьезней, чем поправка "Грузинской мечты", была начата задолго до прошлогодних парламентских выборов. Главным мотивом был расчет на то, что "Единое национальное движение" сохранит за собой большинство мест в парламенте. В этом случае новый президент играл бы заметно меньшую роль, чем руководство фракции националов в парламенте и сформированный им кабинет – куда из своей резиденции с куполом вполне мог бы переехать Саакашвили или кто-то из его сподвижников.

Но выборы 1 октября 2012 года принесли националам неожиданное поражение вместо победы. И в этот момент конституционная реформа, задуманная националами для удержания власти, превратилась в просто конституционную реформу, которая в целом, бесспорно, меняет политическую архитектуру Грузии в сторону более демократичной. Саакашвили, который после объявления результатов выборов объявил, что вместе с партией уходит в оппозицию и готов вести политическую борьбу по правилам, которые сам же предлагал оппонентам, видимо, решил, что определенная последовательность может в данном случае привести больше политических дивидендов, чем резкие шаги типа роспуска кабинета.

Впрочем, имидж демократического реформатора, не боящегося оказаться в меньшинстве, - безусловно, не единственное обстоятельство, диктующее нынешний модус поведения грузинского президента. Роспуск кабинета подразумевает досрочные новые выборы парламента – а у националов нет уверенности, что если 1 октября 2012–го повторится через несколько недель, результат не будет еще более плачевным для них. Зато ожидание может принести свои плоды: чем дольше кабинет Бидзины Иванишвили продолжает находиться у власти, тем больше становится число избирателей "Мечты", чаяния которых не оправдались. Реализованное прежним составом парламента предложение разнести парламентские и президентские выборы на год оказалось источником надежды для националов: если они выпустят из рук парламент /что, в сущности, и произошло 1 октября/, года может хватить на то, чтобы к президентским выборам избиратели существенно разочаровались в победителях. Президент, видимо, готов смириться с поправкой, которая запретит ему делать то, чего он и так не собирается, и дать решающий бой на президентских выборах осенью.

Логично для "Мечты" было бы сразу после нынешней поправки потребовать досрочного ухода Саакашвили, чтобы получить дополнительные шансы выиграть этот бой поскорей, по горячим следам октябрьской победы. Призыв к досрочным выборам звучит с прошлого года – однако пока трудно представить, как именно он может быть реализован. С учетом 40 проц избирателей, оказавших поддержку националам на выборах в парламент, это может привести к серьезным внутриполитическим осложнениям – и еще неизвестно, кто выйдет победителем из возможной смуты. Особенно если помнить, что "Грузинская мечта" - не партия, а коалиция, конфигурация которой может и поменяться. Кроме того, досрочная отставка президента стала бы ударом по международному имиджу страны успешного демократического транзита, которой Грузия старается быть с 2003 года: "Мечта" едва ли может себе это позволить.

Нынешнее голосование - промежуточный смотр сил. Чтобы провести поправку, "Мечте" нужно 100 голосов – это значит, что голосовать за поправку должна и часть националов. Президентская партия заранее заявила, что готова поддержать поправку – ведь в конечном счете, она не расходится с духом конституционной реформы Саакашвили. Возможно, что на самом деле такое решение было принято в связи с обнаружившейся невозможностью консолидированного голосования против поправки.

Но парадокс в том, что и внутри самой "Мечты" еще может обнаружиться отсутствие единства – если не по нынешней поправке, то по отношению к превращению страны в парламентскую республику в целом. "Мечте" еще только предстоит определиться с кандидатами в президенты. И кто бы им ни стал, он наверняка захочет быть не формальной конституционной функцией, а настоящим постсоветским президентом в настоящей постсоветской президентской республике.

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама