Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Выборы на Кавказе: Чечня обновляет ингушскую повестку дня

2 апреля 2013, 18:22 UTC+3 Иван Сухов (ИТАР-ТАСС, Москва)
До известной степени период до выборов – последняя возможность "продвинуть" проект объединения
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Депутат Госдумы Шамсаил Саралиев, избранный туда по чеченскому региональному списку "Единой России", не стал откладывать в долгий ящик обсуждение первоапрельского предложения главы Чечни Рамзана Кадырова об ограничении выезда за границу высокопоставленных государственных служащих. Пока коллеги по палате критиковали кадыровскую инициативу, Саралиев объявил, что у него уже готов соответствующий законопроект. Практически одновременно парламентарий из Чечни сообщил, что инициирует проверку Генпрокуратуры в отношении властей Ингушетии.

Формальным поводом для инициативы депутата стал сюжет Первого канала, в котором сдавшийся боевик Ибрагим Торжхоев предположил, что некий ингушский чиновник Чилиев платит бандформированиям миллион долларов в месяц.

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров не раз говорил о случаях, когда кавказские чиновники платят боевикам за собственную безопасность, фактически финансируя бандитов за счет госбюджета. Но едва ли он имел в виду доверенных членов собственной команды. По совпадению, правительство Ингушетии с марта 2010 года возглавляет Муса Чилиев. До этого он работал министром финансов республики. По первому образованию Чилиев - учитель русского языка и литературы, по второму – экономист. Русский он четыре года преподавал в Сирии в рамках советско-сирийского военно-технического сотрудничества. Сам Чилиев объявил провокацией сообщения о связях с боевиками.

Депутат Саралиев поспешил подчеркнуть, что в телесюжете, из-за которого он намерен обратиться в Генпрокуратуру, нет прямого указания на председателя ингушского правительства. Но в самой Ингушетии, где пока стараются воздерживаться от комментариев, восприняли сообщение о предстоящей проверке именно как попытку дискредитации республиканских органов власти.

Напомним, чеченские парламентарии не так давно одобрили закон, в котором в список чеченских муниципалитетов включен ряд населенных пунктов, расположенных на территории Ингушетии. Граница Ингушетии и Чечни, которые при советской власти были одним целым, действительно до сих пор не нанесена ни на одну официальную карту. Это связано с тем, что когда Ингушетия сформировалась как республика /официальная дата 4 июня 1992 года/, на чеченской стороне не было органов власти, которые федеральный центр был бы готов признать легитимными и уполномочить на полноценную "делимитацию".

Но в населенных пунктах, включенных в текст чеченского закона /например, в городе Карабулак/, муниципальные выборы в 2009 году прошли в соответствии с ингушским законодательством – это юридически закрепило их в составе Ингушетии. Вполне естественно, что инициативу чеченских парламентариев в Ингушетии встретили с возмущением. В Магасе напоминают, что изменение границ регионов в любом случае не может происходить по воле одной из сторон. В Грозном же популярная тема для обсуждения – межевание по границам 1934 года, когда чеченская и ингушская автономии впервые образовали единое административное целое.

Но межевание по границам 1934 года автоматически обострило бы проблему осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе, который в 1934 году как раз входил в состав Ингушетии.  Если предположить, что межевание действительно произойдет по этим границам, и Ингушетия уступит Чечне часть своей территории на востоке, она, по сути, прекратит существование как территориальная единица.

Казалось бы, логичный выход из этой ситуации – воссоединение Чечни и Ингушетии. Оно в корне решило бы проблему размежевания и формально сняло бы остроту проблемы Пригородного района: в 1957 году, когда Чечено-Ингушетия была восстановлена после сталинской депортации, Пригородный остался за ее пределами, но республика получила территориальную "компенсацию" в виде притеречных районов Ставрополья. Пока Ингушетия существует отдельно, эти районы для нее не довод, поскольку они относятся к Чечне. Восстановив единство, можно будет попытаться вновь использовать историю с "компенсацией" для снижения сохраняющейся напряженности в Пригородном.

Однако идея объединения отнюдь не приветствуется в Ингушетии, которая вполне сложилась как самостоятельная республика. Осенью 2013 года там намечены выборы главы, и если они пройдут благополучно, это дополнительно подкрепит самостоятельный статус региона. До известной степени период до выборов – последняя возможность "продвинуть" проект объединения. Если, конечно, выборы не принесут республике смену руководства, и новая власть не окажется более заинтересованной в совместном проекте с Чечней.

Пока ингушские власти по-военному дисциплинированно избегают комментариев по поводу территориальных противоречий с Грозным, а тем более по поводу идеи объединения. Но уже понятно, что эта тема может стать ключевой на ингушских выборах. Будущий глава либо закрепит самостоятельный статус Ингушетии, либо поведет ее к объединению с Чечней, постепенно готовя почву для референдума. От ответа избирателей на этот вопрос зависит, останется ли он и дальше в кавказской публичной повестке дня.

Пока же тема чечено-ингушских противоречий успешно работает еще и как механизм, отвлекающий внимание внешнего наблюдателя от многих других реальных проблем Северного Кавказа.

Но проблема в том, что обмен мнениями в медиа-пространстве, как это часто бывает на Северном Кавказе, может спровоцировать обострение нескольких десятков потенциальный конфликтов в разных регионах, корнем которых являются споры между регионами, муниципалитетами и этническими общинами по "земельному вопросу".

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Реклама