Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Давайте без мата

16 апреля 2013, 16:59 UTC+3 Тамара Замятина (ИТАР-ТАСС, Москва)
Согласно опросу фонда "Общественное мнение", 84 проц респондентов не желают читать по-матерному
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Фото EPA/ИТАР-ТАСС

Ернической реакцией встретило журналистское сообщество принятые Госдумой поправки в Закон о СМИ и в Кодекс об административных правонарушениях. Речь о запрете нецензурной лексики в телевизионном и радио-эфире, в печати и интернет-пространстве.  

Корреспондент одной из центральных "кнопок",  комментируя принятые поправки, "запикивал" запрещенные слова, а при написании - менял местами буквы. Подтекст простой: "Мы эту гору обойдем!"

В интернет-изданиях реакция была еще проще: "Ну все, … , отматерились". Газетчики словно оправдывались: "Слово – не воробей", "За словом в карман не полезешь".

Многие издания припомнили употребление ненормативной лексики высокопоставленными чиновниками: мол, им можно?

Теперь соревноваться в остроумии и стебе поздно. Dura lex sed lex  - закон суров, но это закон. За его нарушение придется платить штраф: юридическим лицам от 20 до 200 тыс рублей, должностным -  от 5 до 20 тыс, обычным гражданам – 2-3 тыс. 

Затем Госдума пошла дальше – приняла в понедельник в первом чтении законопроект, ограничивающий использование "грязных" слов в кинематографии, в книгах, при проведении массовых культурных мероприятий.

В проекте предлагается дополнить запретом на использование нецензурной брани федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации".

По этому поводу известная писательница уже предупредила, что если ее литературный герой-уголовник заговорит без мата – ей как автору не поверят. Хотя вроде бы бомжи у Горького и каторжники у Достоевского как-то справлялись без ущерба для классиков...

Ну а журналистам-то мат зачем? Говорят, чтобы понравиться публике. Но проведенный фондом "Общественное мнение" опрос выявил, что 84 проц респондентов заранее, даже не ознакомившись, одобрили закон о запрете мата в публичной сфере. Не желают, значит, читать по-матерному.

Доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Анастасия Николаева поясняет:  "С помощью нецензурной лексики легко выдать экспрессию за мысль, когда таковая отсутствует". И добавила: по воспоминаниям академика Лихачева, в сталинских лагерях в первую очередь убивали тех, кто не ругался матом. С этими людьми ничего нельзя было сделать, их невозможно было сломать, подчинить – у них был внутренний стержень.

Беда в том, что не каждый журналист ощущает потребность в таком внутреннем стержне.

Не будем забывать, что русский язык – это одно из средств позиционирования России в мире, та самая "мягкая сила", которая формирует образ страны в глобальном пространстве. Маленькое наблюдение в этом контексте. В самой западной точке России – в Калининграде – работает немало гастарбайтеров из соседней Литвы. И вот что: говорят они между собой на родном языке, а матерятся, хоть и члены Европейского союза,  не по-английски, не по-немецки, а по-русски. Когда свои матерятся – противно, но вот когда чужие – оскорбительно.

Или европейские языки так бедны на мат? Английский явно беден: всего шесть-семь слов. Да и те невыразительны. Русский явно богаче. Навскидку человек из народа припомнит десятки вариаций на заданную тему и англо-саксов точно победит.

Но вот что интересно. Словарь русского языка Владимира Даля содержит 200 тыс слов. А число слов в современном английском еще в 2009 году перевалило за миллион.  На нем говорят свыше миллиарда жителей земли, и английский язык впитывает в себя множество неологизмов.  

По какому же пути развиваться русскому?

Специалисты говорят, что общее направление  эволюции языка – ориентация на разговорную речь, особенно в публичной сфере. Значит,  если  хотим сохранить свой язык как величайший пласт мировой культуры, мы должны помнить, что ненормативная лексика этот пласт разрушает.

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама