Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Свобода театральной диктатуры

23 апреля 2013, 23:33 UTC+3 Александр Цыганов, обозреватель ИТАР-ТАСС, Москва
Театру на Таганке до полувекового юбилея остался один год
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Театру на Таганке до полувекового юбилея остался один год.

В 1964-м здесь был сыгран выпускной, по сути, спектакль курса студентов Щукинского училища "Добрый человек из Сезуана" по пьесе Бертольда Брехта. И хотя на самом деле название должно бы переводиться как "…из Сычуани", а герои самого Брехта носят китайские имена, в спектакле главным стал сам его дебютный характер. И для зрителей, обрётших новый театр, и для театра, ставшего по тем временам новым явлением в искусстве, и для артистов, многие из которых вошли в список легенд российской культуры.

И для его режиссёра Юрия Любимова. Точнее, для позиции, которую он, надо отдать должное, сохранял всю жизнь: главенствующая роль в театре принадлежит режиссёру. А  исполнители должны выполнять его волю.

Он сам это подтверждал позднее, при первом расколе труппы в начале 1990-х годов, когда из театра ушло целое содружество актёров. Они создали тогда новый театр, во главе которого стал Николай Губенко – один из тех, кто играл в самом первом спектакле Любимова на Таганке.

Вот о конфликтах, собственно, и речь. Любимов действительно может быть назван авторитарным руководителем. Он действительно диктатор.

Эти слова обычно вызывают коннотации негативные. Демократия безусловно признаётся гораздо более ценным приобретением в истории человеческого общества. Но всегда ли это верно в искусстве?

История Театра на Таганке заставляет об этом сильно задуматься.

Он ведь начинался с успеха. Огромного, оглушительного. Массового. И кассового, в том числе. Это был успех, которому не всегда удавалось противостоять идеологам из соответствующего отдела ЦК КПСС. Кто уж там лично поддерживал "Таганку" – председатель КГБ Юрий Андропов, сам ли генсек Леонид Брежнев – определить сложно, да и не в том дело. Главное, что ЦК КПСС с театром справиться не мог. И вроде бы ничего откровенно конфронтационного! – но многие ощущали "воздух свободы" именно на спектаклях "Таганки".

Вопрос: а кто приоткрыл "форточку"? Не диктатор ли, хоть и театральный? Не он ли и мог сопротивляться давлению – в силу характера и убеждений, - как не способен устоять ни один демократически избранный комитет? Не потому, что не хотел бы. Потому, что сложен из разных воль, характеров, побуждений. Из разных гибкостей позвоночника, в том числе.

Что и показала дальнейшая история театра. Когда в 1982 году Любимов, находившийся в Лондоне, был лишён советского гражданства и оказался против воли в эмиграции, режиссёром "Таганки" стал Анатолий Эфрос. И это привело к громадному конфликту, из-за которого из театра ушли такие артисты как Леонид Филатов и Вениамин Смехов, так как суждение было вынесено однозначное: "Эфрос разрешил себе войти в чужой театральный "дом" без приглашения хозяина и вопреки его воле".

И вновь – характерна сама лексика!

Театр хотел вернуться к диктатору. И вернулся - в 1988-м, когда Любимову открыли дорогу назад, на Родину.

Но там театр поджидал другой конфликт. Закончившийся расколом на два коллектива. И  что характерно: и "сепаратная" труппа во главе с капитальным Губенко играла "по-любимовски". При всём желании сказать новое слово – а получалось действительно талантливо, спора нет! – слово это звучало с прежним "произношением". Восстание против диктатора, хотя и успешное, носило его же знамёна…

Менее чем два года назад, на любимовской "Таганке" поднялось новое восстание. Оно закончилось уходом авторитарного 95-летнего режиссёра. Кто прав, кто виноват – судить, видимо, не посторонним. Но театр возглавил Валерий Золотухин – ещё один замечательный выходец из "гнезда любимовского".

А недавно он скончался. И кого блудные артисты попытались позвать в качестве главного режиссёра? Да все того же, авторитарного и диктаторствующего, по их же собственным прежним жалобам, Юрия Любимова.

Отчего так? – судить опять-таки не посторонним. Но говорит это в любом случае об очень простом и зримом факте: Театр на Таганке в поисках спасения смотрит в прошлое, а не в будущее. В сторону той самой, давшей так много гениев, театральной диктатуры. В сторону диктатуры, давшей так много творцов-повстанцев. В сторону диктатуры, которая давала простор воздуху свободы…

Хочется, чтобы через год полувековой юбилей "Таганки" отмечали как праздник ЖИВОЙ легенды отечественного и мирового театра. --0--км

 

 

 

 

 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама