Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Гособоронзаказ: проштрафившихся накажут рублем

13 июня 2013, 18:14 UTC+3 Александр Садчиков (ИТАР-ТАСС, Москва)
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Правительство РФ хочет ввести штрафы за срыв сроков исполнения гособоронзаказа (ГОЗ). Законопроект, внесенный кабинетом министров в Госдуму, предусматривает  персональную финансовую ответственность должностных лиц в случае выявления нарушений. Причем независимо от  того, виноват заказчик или исполнитель. Физические лица могут быть оштрафованы на сумму до 50 тысяч рублей, а юридические - до одного миллиона рублей. Эта мера поможет навести порядок в отношениях между военными и предприятиями «оборонки», хотя и не решит всех проблем.

Минобороны и «оборонка» в кругу противоречий

Пожалуй, дня не проходит, чтобы тему гособоронзаказа не обсуждали то на правительственном совещании, то на выездном заседании, то на коллегии силовых министерств и ведомств. Борьба за исполнение ГОЗ последних нескольких лет напоминает борьбу за урожай в советское время: активности много, а зерно покупаем за рубежом. Правда, в случае с «оборонкой» не зерно, а «Мистрали», но это не меняет сути дела.

Во многом такая «суета» объясняется деньгами, которые идут на перевооружение армии. Согласно программе Госвооружения, до 2020 на переоснащение Вооруженных сил должны быть потрачены 20 трлн. рублей. Это огромные деньги, на которые многие рассчитывают.

Все последние годы внутри «оборонки» складывался целый комплекс противоречий, «сотканный» из политических интересов различных группировок, лоббистской борьбы предприятий и отраслей, каких-то личных предпочтений руководства Минобороны.

«Люди в теме» — директора предприятий, конструкторы, военные аналитики — могут рассказать массу интересных эпизодов «войны за выделение средств и заказы», которая тянется еще с начала 1990-х. К примеру, когда в 1997 году Минобороны возглавил «ракетчик» Игорь Сергеев, то военное ведомство выделило ракеты в первоочередной заказ /тогда их сделали несколько десятков/. После отставки Сергеева в 2001-м году,  начальник Генштаба «танкист» Анатолий Квашнин «перенацелил» средства на бронетехнику /ракет стали делать по 4-6 единиц в год/.
Нужны примеры посвежее? В 2011 году у Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации возник спор по поводу ценообразования на подводные лодки. Руководство военного ведомства обвиняло оборонку в выпуске неконкурентоспособной продукции, неспособности модернизировать производство и в завышении цен. Представители ВПК говорили о срыве графиков финансирования работ и контрактования продукции. Сроки гособоронзаказа были сорваны, и в декабре в ситуацию вынужден был вмешаться Владимир Путин, занимавший тогда пост премьер-министра.

В конце 2011-го-начале 2012-го представители Минобороны заговорили о том, что им не нужен танк Т-90, выпускаемый «Уралвагонзаводом».  Машина опять же, дескать,  неконкурентоспособна, и нужно срочно брать зарубежную технику. При этом многие эксперты считали, что Т-90 – один из самых перспективных российских танков. Снова пришлось искать политическое решение вопроса.
В самом военно-промышленном комплексе ситуация была непростая. Например,  конструктор одного именитого НПО начинает публично жаловаться на конкурента, к которому ушли деньги на разработку перспективной системы вооружения, хотя он этой тематикой «вообще никогда не занимался». Тут «конкурент», получивший заказ в сотни миллионов рублей, отвечает: «непрофильную разработку» ему поручили потому, что именитое НПО «завалило» как минимум пять перспективных проектов. И у каждой стороны свои аргументы с цифрами и фактами. А выносить такие споры в публичную плоскость не всегда возможно – ведь речь идет о закрытых разработках.

Заказчики и поставщики: нормализация отношений

Многие из этих противоречий и проблем, копившихся годами и десятилетиями, сейчас удалось снять благодаря кадровым и системным решениям. Оборонка получила серьезного куратора в лице вице-премьера Дмитрия Рогозина, способного жестко отстаивать интересы отрасли. Сергей Шойгу на посту главы военного ведомства не позволяет себе нелестных отзывов и комментариев в адрес отечественного ВПК, но стоит на страже интересов Минобороны. В правительстве создана Военно-промышленная комиссия, благодаря чему удалось вывести решение проблем на межведомственный уровень и добиться координации действий всех заинтересованных сторон. С 1 января 2013 года действует Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», регламентирующий отношения военных и ВПК.
Тем не менее исполнение гособоронзаказа срывается год из года. ГОЗ-2013 – не станет исключением. Так, в апреле Дмитрий Рогозин докладывал, что заключение контрактов по гособоронзаказу на текущий год выполнено на две трети. По объему заключенных Минобороны государственных контрактов, включая дополнительные соглашения к этим госконтрактам, ГОЗ выполнен на 67,5 % от общей стоимости. По словам вице-премьера, это примерно на 3,2 % лучше, чем в прошлом году.

Введение персональной материальной ответственности должностных лиц за срыв ГОЗ может повлиять на нерадивых менеджеров. К примеру, штраф от 30 до 50 тысяч рублей предусмотрен, если условия размещения заказа на закрытых торгах будут отличаться от согласованных с Рособоронзаказом. Столько же придется выложить из своих личных при выявлении нарушений в определении минимальной цены контракта, при нарушениях срока и порядка оплаты контракта. Последнее – одно из самых распространенных явлений, чаще всего потому, что банки-посредники крайне неохотно расстаются с деньгами.
На совещании в правительстве 6 июня 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев заметил, что этот законопроект станет «серьезным дисциплинирующим фактором». Нужно только, чтобы наказывались рублем не отдельные должностные лица, но применялись санкции в отношении всей компании-нарушителя. Такова международная практика.

Депутаты Госдумы готовы принять законопроект о штрафах на осенней парламентской сессии. Скорей всего, он начнет действовать с 1 января 2014 года. Пока что эксперты дают осторожные прогнозы о возможностях исполнения ГОЗ на следующий год. Тем более, что по согласованию с Минфином могут быть скорректированы многие его позиции. 
Остается надеется, что когда-нибудь проблемы исполнения сроков ГОЗ не будет - и не только из-за опасения чиновников попасть под санкции. Просто сама система отношений военных и оборонной промышленности начнет работать слаженно и четко.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама