Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Объединение судов: российскую Фемиду ждет "перезагрузка"

21 июня 2013, 23:22 UTC+3 Александр Садчиков (ИТАР-ТАСС, Москва)
Президент в ближайшее время внесет в Госдуму поправки, необходимые для объединения Верховного и Высшего арбитражного судов
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Владимир Путин намерен в ближайшее время внести в Госдуму поправки, необходимые для объединения Верховного и Высшего арбитражного судов. Такое объединение, по мнению президента, позволит обеспечить единые подходы к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления. Вероятно, как только реформа будет осуществлена, у российской Фемиды появится шанс начать свою работу с чистого листа.  

 Каким быть «единому Верховному»?

 

«Вопрос серьезный, нужно все тщательно продумать и взвесить. Прошу администрацию президента, представителей органов судейского сообщества, парламента объединить свои усилия в этой работе. Просил бы вас подготовить к рассмотрению этот вопрос на осенней сессии», — сказал Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Президент также заметил, что для такого объединения потребуется поправки в Конституцию. Речь идет, о главе 7 Основного закона (Судебная власть). Конфигурацию этого объединения должны определить сами юристы. Вероятней всего, предлагается так называемая германская модель правосудия, в которой  Верховный суд выступает координатором процессов в единой системе судопроизводства. Арбитраж же «прописан» внутри этой системы.

Идея объединения Верховного суда (ВС) и Высшего арбитражного (ВАС) ранее активно обсуждалась в судейском сообществе, но никаких официальных решений на этот счет не было. Эту инициативу несколько лет подряд озвучивал представитель правительства в высших судебных инстанциях Михаил Борщевский. Аргументов «за» - более чем достаточно. Самый главный из них: суды рассматривают одни и те же правоотношения, базируясь на одних и тех же нормах права, но практика при этом формируется разная. Чтобы этого избежать, как раз и нужно объединить высшие суды в «единый Верховный». В проекте, который предлагал Борщевский, в Верховном суде были бы конституционная, уголовная, хозяйственная, административная и налоговая палаты. Правда, Борщевский говорил, что менять Конституцию для этого не нужно, достаточно создать некое «высшее судебное присутствие с тремя представителями от каждого высшего суда».

Ряд экспертов считает, что не обязательно этот проект будет взят за основу при объединении ВС и ВАС. К примеру, в структуре нынешнего Верховного суда наряду с действующими коллегиями (по уголовным, по гражданским, по административным делам, военная коллегия) попросту появится коллегия по арбитражным делам. Еще один вариант – «единый суд» будет напоминать своей структурой Верховный суд США, всего несколько судей, но зато наделенных широкими полномочиями.  

С большой долей вероятности можно прогнозировать, что Конституционный суд продолжит работать автономно, слияние ВС и ВАС его не затронет. Правда, остается под вопросом появление такого института как административные суды, которые призваны защищать граждан от произвола чиновников. Законопроект о них так и не принят Госдумой в окончательном виде, хотя о них говорится в Конституции.

Кто станет главным?

Другой важный вопрос: насколько объединение будет «паритетным». Все последние годы между Верховным и Высшим арбитражным судами шло серьезное соперничество за влияние и полномочия. Однако у «конкурентов» - разные показатели эффективности.

По данным Верховного суда, сегодня ВАС рассматривает меньше дел, чем все суды общей юрисдикции в одной только Московской области. Как заявил ИТАР-ТАСС источник в судебном сообществе, «одного только количества рассматриваемых дел достаточно, чтобы ВАС вошел в общую структуру на подчиненных позициях». 

Вот данные взятые с официальных сайтов того и другого ведомств. В систему арбитражных судов в 2012 году было подано 1 456 128 исковых заявлений. Суды общей юрисдикции за минувший год получили исков только по гражданским делам в разы больше - 11 678 231. Но вряд ли при объединении будут учитываться этот, сугубо статистический показатель.   

Предприниматели, сталкивавшиеся с судебной системой, говорят о «продвинутости» арбитражных судов - там «больше профессионализма» и «есть понимание, в чем предмет спора».  Суды общей юрисдикции – «это длинные очереди, месяцы ожидания процесса, полуграмотные секретари, ведущие стенограмму». На это в судейском сообществе возражают: как можно нормально работать, если в регионах на одного судью приходится от 20 до 60 дел в месяц, а у «арбитражников» нагрузка в разы меньше.

В объединительном сюжете есть и кадровая интрига – кто возглавит «единый» суд: глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов или председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. В профессиональной среде, уже давно ходят слухи о том, что Иванов, возможно, вот-вот переберется на пост главы ВС. Но слухи остаются только слухами. В свою очередь, некоторые эксперты говорят о возможном появлении какой-то новой фигуры, ради которой как раз и задумана реформа.

Российская Фемида: нужно работать над имиджем

Объединение должно решить не только правовые вопросы. Такая реформа важна для институционального обновления всей судебной системы. Данные социологических опросов свидетельствуют о невероятно низком уровне доверия граждан к судам. По данным ВЦИОМ, деятельность судебной системы в мае 2013 года одобряли лишь 31 % опрошенных (для сравнения, деятельность РПЦ - 67 %, армии – 58). Этот показатель оказался даже ниже, чем у правоохранительных органов с их 40%. А индекс неодобрения судебной системы - 44 % (у РПЦ – 14%, у армии – 25%, а у правоохранительных органов – 43%).

В конце 2012 года тот же ВЦИОМ провел масштабное исследование о том, как россияне оценивают уровень коррупции в обществе и какие сферы признают наиболее пораженными этим злом. Причем социологи сравнивали ситуацию с 2007-м годом. Тогда респонденты ответили, что рост коррумпированности судебной системы за эти пять лет вырос с 13 до 21%.

Понятно, что россияне дают такие оценки не из-за работы Верховного или Высшего арбитражного судов. Такие проценты появляются, когда наши граждане сталкиваются с судами общей юрисдикции и их сотрудниками. Но это не меняет сути: наша судебная система поражена многими болезнями и нуждается в «перезагрузке». 

Возможно, после объединения ВС и ВАС у российской Фемиды появится шанс поправить свой имидж.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама