Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

ЕГЭ: "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и"… нефункционально

25 июня 2013, 1:23 UTC+3 Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)
Рособрнадзор обнаружил обширные завышения оценок по ЕГЭ
Материал из 1 страницы
Фото из архива ИТАР-ТАСС

Фото из архива ИТАР-ТАСС

Рособрнадзор обнаружил обширные завышения оценок по ЕГЭ. Выборочная перепроверка "высокобалльных" /от 80 до 100 баллов/ работ показала, что в 77 процентах имеются "серьезные нарушения". Речь не только о явном завышении оценок, но и о выполнении заданий разными почерками в одной работе, начислении баллов за несуществующие задания, о признаках явного списывания и т.д.

И без того подвергающемуся нещадной критике ЕГЭ нанесен серьезнейший репутационный удар - это понятно и его противникам, и его сторонникам. Некоторые эксперты поспешили даже высказать мнение, что проверка Рособрнадзора вынесла приговор "монстру, изначально нежизнеспособному".

Так ли это?

Вспомним цели, объявлявшиеся приоритетными при переходе на единый государственный экзамен. Это были: 1) искоренение коррупции при поступлении в вузы; 2) введение единого стандарта знаний; 3) обеспечение равных прав на доступ к образованию для всех школьников, причём особенно напирали почему-то на отдалённые сельские поселения.

Что получилось?

Начнем с последнего. Пока что никто из чиновников системы образования ответственно не констатировал повышения притока абитуриентов из отдаленных деревень. Лишь по какой-то неведомой причине притчей во языцех стало то, что как раз якобы оттуда выходят "стобалльники", часто не умеющие даже написать без ошибок заявление на приём в вуз.

Так ведь нет, не оттуда. Уровень знаний, даваемых ныне в сельской школе, не оставляет шансов ее выпускникам, там даже не подтасовывают результатов.

А между тем в свое время молодежь смело ехала в Москву не с нарисованным аттестатом, а с основательным багажом знаний. Вон, к примеру, целый вице-президент РАН Сергей Алдошин окончил школу в глухой рязанской деревеньке, но отсутствие ЕГЭ в те времена не помешало ему поступить, куда хотелось, и сделать затем замечательную научную карьеру.

Отсюда – переход ко второму пункту: единый стандарт знаний. Сама формулировка в докладе Рособрнадзора - оценки половины высокобалльных работ ЕГЭ по ряду предметов оказались неоправданно завышены сотрудниками региональных экзаменационных комиссий – говорит, что и эта цель не достигнута. Иначе зачем завышать, верно? Да и простая логика показывает, что единый стандарт для знаний закладывается не на экзаменах, а на уроках.

Вот единый экзаменационный стандарт – вещь, безусловно, полезная. Но это – констатация. Результат. Полученный по более или менее единой методике. На данный момент эта самая более или менее единая и стандартная методика показала то, что общественностью ощущалось и раньше: единого стандарта знаний школьников так и нет. Что на местах и пытаются компенсировать внесением поправок в результаты ЕГЭ.

Ну, а отсюда промежуточный итог по пункту о коррупции вырастает академически. Нет даже нужды ссылаться на результаты журналистских расследований, на съёмки скрытой камерой, на анонимные свидетельства родителей и учителей. Сам факт массированных нарушений, вскрытых комиссией Рособрнадзора, неизбежно приводит к выводу, что без коррупционной составляющей тут не обошлось. Просто не бывает такой массовой фальсификации без, простите, вознаграждения за риск.

И это если не говорить о прямом и тоже массовом бизнесе, развернувшемся в интернете, где заранее выкладываются ответы на экзаменационные вопросы. И о бизнесе репетиторов, против которого, по замыслу организаторов, тоже должна была работать система ЕГЭ. Этот бизнес также сохраняется – разве что раньше репетиторы всё-таки подтягивали знания абитуриентов, а ныне – ныне ребят просто натаскивают на заполнение квадратиков в таблицах.

В итоге критики ЕГЭ констатируют: этот сложный механизм, монстр, которому на протяжении последнего десятилетия то что-то надстраивали, то что-то убирали, то что-то радикально меняли, - оказался не функционален. Ни одна из целей, перед ним поставленных, не достигнута. Зато объём мероприятий по поддержке его неэффективного функционирования, по защите данных, по охране от злоупотреблений, по проверкам, контролю и контролю проверок, - этот объем уже сегодня превысил все разумные пределы, допустимые теорией систем. Образно говоря, "чудище", которое "обло, озорно, огромно, стозевно" совершенно не "лаяй", ежели его не подпирать с разных сторон чиновными плечами.

А ведь казалось бы, чего проще: перетасуй школьных учителей вольным образом да отправь принимать экзамены в чужие школы. Хоть из Владивостока в Москву и наоборот. И получим простую функциональную систему вместо монстра, которому по итогам нынешнего сезона обещают навесить ещё несколько подпорок и несколько контролей.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама