Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Падение "Протона": где посадки?

3 июля 2013, 15:34 UTC+3 Александр Цыганов, обозреватель ИТАР-ТАСС, Москва
"У каждой аварии есть имя, отчество и фамилия"
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

О точных причинах аварии ракеты-носителя "Протон-М", загубившей очередные три спутника ГЛОНАСС, говорить пока рано. Но очень похоже, что свою роль сыграла разгерметизация в одном из двигателей первой ступени, очевидно, в центральном блоке. Там расположен бак окислителя, а, судя по видеокадрам аварии, где видны коричневые выбросы как раз по центру двигательной установки, это как раз и вытекал окислитель – тетраоксид диазота, называемый также "амил". Не исключено, что одной из причин могло стать также повреждение теплозащитного слоя. Такое мнение высказал ИТАР-ТАСС один из академиков, близких к космической отрасли. Впрочем, оговорился он, твердых данных по этому поводу пока нет ни у кого, а суждение, высказанное по картинке в телевизоре, может быть ошибочным.

Но эту гипотезу разделяет и бывший главный специалист Роскосмоса Владимир Уваров. Он тоже указывает на то, что "виноват" в аварии окислитель, точнее, система подачи его в двигатель. Именно потому, по его словам, выброс пламени был слабее и короче, чем обычно, что сразу заметно глазу специалиста. По мнению этого эксперта, такое развитие событий вызвано дефектами при изготовлении турбонасосного агрегата или дефектами при сборке ракеты.

Во всяком случае, ясно: ни к надежности самой ракеты "Протон-М", совершившей с первого запуска в 2001 году 72 полета всего с двумя /теперь уже тремя/ авариями, ни к двигателю РД-253, используемому полвека - с 1963 года, претензий нет. К данному происшествию полностью применима старая, но с советских времен подзабытая истина: "У каждой аварии есть имя, отчество и фамилия". И надежная ракета, и проверенный двигатель собираются руками вполне конкретных людей.

Кстати, в одной из двух других аварий "Протона" – в 2010 году - человеческий фактор вообще сработал на уровне анекдота. Правда, не очень веселого, ибо слишком дороги оказались последствия. В ракету попросту налили слишком много горючего, словно водитель на автозаправке, засмотревшийся на длинноногую девушку. Не случайно, видимо, и премьер-министр Дмитрий Медведев сразу после получения первых данных о происшествии потребовал составить список виновных. Откуда начинать их искать – ясно. Серийное производство двигателей РД-253 осуществляет ОАО "Протон – ПМ", входящее в состав Пермского моторостроительного комплекса /ПМК/. Авторский надзор осуществляет Камский филиал НПО "Энергомаш". Ракета же делается в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева, а окончательный монтаж ее осуществляется на космодроме. 

Цепочка, в общем, короткая. Но настолько ли она коротка, как кажется? Конечно, ракеты падали и падать будут. Как и автомобили ломаются и бьются. Такова сама природа техники, тем более техники очень сложной. Но одно дело, когда бьется новая модель, испытательная, болеющая "детскими болезными" новосозданного устройства. Почитать воспоминания одного из отцов нашей космонавтики Бориса Чертока – только головой покачать: много и тогда ракет билось. Много, да. Но тогда они только отрабатывались, тогда мы еще делали первые шаги по дороге опыта и ошибок. Точнее, их исправления через анализ причин аварий.

А что сейчас? А сейчас мы имеем дело с отработанными моделями ракет-носителей и космических аппаратов, с техникой, созданной гениями космонавтики более полувека назад и давно уже переболевшей всем, чем может переболеть такая техника. И практически каждый раз, когда случается новая авария, в конце расследования опять и опять выясняется, что виноват тот самый пресловутый "человеческий фактор". То, вспомним, в управляющий блок детали китайского ширпотреба поставят. То в математическом расчете ошибутся на порядок. То полярность в электрике перепутают. То болты недокрутят.
Вот в народе все чаще и говорят, мол, "синдром "Жигулей" из автопрома в космическую промышленность перетек. Но если на дороге водитель, пусть матерясь и плюясь, болты подкрутит или деталь заменит, то в космосе его, мастера доводки до ума заводского брака, нет. Значит, ум этот надо вкладывать заранее. На Земле. А ничто так не улучшает мышления, как здоровая угроза быть за разгильдяйство наказанным по всей строгости причиненного ущерба. К списку виновных, который потребовал премьер, должен быть приложен перечень адресов посадки.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Реклама