Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Формальный подход: нужен ли дресс-код учителям?

6 августа 2013, 14:20 UTC+3 Оксана Полищук (ИТАР-ТАСС, Москва)
У системы школьного образования есть более насущные проблемы, чем форма одежды учителей
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

У россиян накопилось много вопросов и претензий к российской системе образования. Вызывает нарекания состояние дел в вузах, неоднозначно  отношение к ЕГЭ, много претензий к качеству школьного образования. Вот и депутаты Госдумы, сразу два думских комитета - по вопросам семьи, женщин и детей, а также по вопросам образования - вновь обратили свое внимание на школу. Все бы хорошо, если бы не тема: депутаты озаботились созданием федерального Кодекса школьной чести, в котором пропишут правила поведения и нормы внешнего вида не только для детей, но и для педагогов. Значит ли это, что, по мнению депутатов, все остальные вопросы в сфере образования решены?

Учитель - форма или содержание?

Заговорили даже чуть ли не о форме для учителей – раз уж учеников обязали в ней ходить, то пускай и учителя не отстают, подавая пример своим воспитанникам. В конечном итоге, дескать, это сделает работу учителей более нравственной, что, в свою очередь, должно повысить моральный уровень отношений в школах.

Нет, конечно, по словам авторов инициативы, как таковой формы для учителей, конечно, не будет. В кодексе планируется лишь прописать, что именно преподаватели НЕ должны носить - к примеру, короткие юбки и декольте. Им также не следует делать слишком яркий макияж. Скорее всего, будет сказано что-то и про аксессуары.

Законодатели также собираются оговорить и правила общения между всеми участниками школьного учебного процесса. Возможно, под запретом окажется не только грубость ученика в отношении учителя, но и демонстрация неуважения к ученику или его родителям со стороны педагога.

Как отмечают члены думских комитетов по вопросам семьи, женщин и детей и по образованию Елена Сенаторова и Надежда Шайденко (обе - из "Единой России"), при нынешнем нравственном уровне в школах такой документ "просто необходим", так как "педагоги позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью и в свободное от уроков время подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в интернете".

Все это, безусловно, прискорбно, однако такие случаи единичны и вполне могут решаться не на федеральном, а на местном уровне, или даже непосредственно в трудовых коллективах. Более того, как справедливо заметил депутат Госдумы, член генсовета единороссов Владимир Бурматов, "в России сохранилась хорошая педагогическая школа, и основы того кодекса, о котором идет речь, закладываются на уровне педагогических институтов". И если уж заниматься "внедрением неких норм этического и морального плана в школах", то не через регламентацию длины юбок и цвета галстука у педагогов, а через "укрепление педагогического образования в стране".

"Добровольная" помощь школе

Если не вдаваться в качество образования, которое дают в наших школах, не углубляться в дебри нынешней учебной программы, а лишь пройтись "по верхам" школьной жизни, то складывается безрадостная картина. Не берусь судить, как обстоят дела с морально-этической стороной этого вопроса в сельских школах, но в городах - в частности, в Москве - в школах процветают откровенные поборы.

Родителям зачастую предлагается "добровольно-принудительно" раскошелиться на все – на парты в класс, на шторы, на двери, на питьевую воду и многое-многое другое. А с этого года в перечень родительских трат попадает и школьная форма. Не особо дешевая, кстати.

Нет, как правило, никто мам и пап тратиться не заставляет, им просто мягко предлагается сделать класс, где учатся любимые детки, "лучшим в школе". Ведь  если все классы будут "лучшими", то тогда их школа станет "лучшей в районе" и т.д. А в случае, если вдруг тот или иной родитель "не внял" призывам, нет гарантии, что у его ребенка не упадет успеваемость. И нечего, мол, удивляться – у невосприимчивых к "мягкой информации" родителей растут не особо сообразительные дети.

Видя все это, слушая разговоры родителей дома, дети получают не самые полезные для себя навыки – например, что если хочешь хорошо учиться, нужно вовремя и полностью сдать деньги на нужды класса. Это, как представляется, является гораздо большей проблемой, нежели чрезмерно яркие бусы химички или васильковые штиблеты математика.

И еще о деньгах и этике…

Не секрет, что учительская зарплата - проблема. В регионах, особенно в сельской местности, жалование учителя является непозволительно маленьким, временами даже позорным для такого крупного и богатого государства, как Россия. А вот учителя там, как ни странно, часто работают с полной отдачей. Вот, кстати, реальная тема для государственных мужей и дам – как не оставить российскую провинцию вообще без учителей!

С другой стороны, есть городские школы, во многих из которых преподаватели зарабатывают вполне прилично. Однако, используя стереотип "у нас маленькие зарплаты", они зачастую перекладывают львиную долю своих обязанностей на плечи родителей. Уверена, что хотя бы раз (но, скорее всего, гораздо чаще) мамы и папы за время школьной жизни своих чад слышали от учителей слова: "Чего вы от меня хотите?! Скажите спасибо, что я за такую зарплату вообще на работу хожу!"  

Конечно же, большинство учителей действительно любит свою работу и делает все возможное, чтобы вопреки всем обстоятельствам вложить-таки в головы детей знания. Но общий негативный осадок в отношении школы в общественном сознании держится стойко.

И тут остро встает вопрос этики. Педагог, как и врач, - профессия особая. Если уж ты ее выбрал, получил образование и пришел в школу, качественно и хорошо учить детей надо независимо от того, сколько ты зарабатываешь, не намекая всем вокруг, что следовало бы "позолотить ручку". В конце концов, не ученики и не их родители виноваты в том, что учитель чувствует себя обделенным со стороны государства.

Безусловно,  недопустимо, чтобы учителя одевались "кто во что горазд", однако складывается впечатление, что они это понимают и сами, без думской указки в виде кодекса. По крайней мере, мне ни разу не доводилось видеть школьного учителя на работе в рваной майке, обтрепанных джинсах и бейсболке козырьком назад.

Разруху в учебном процессе законопроектами и инициативами исправить очень трудно. Хотя, пытаться, конечно, нужно, и надо правильно выбрать, с чего начинать. Иначе в России продолжат расти поколения плохо образованных людей с искаженными моральными принципами.

Показать еще
Поделиться
В других СМИ
Реклама
Реклама