Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Лучший памятник Василию Пескову

13 августа 2013, 16:43 UTC+3 Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)
Умер журналист и телеведущий Василий Песков
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС\Дмитрий Копылов

Фото ИТАР-ТАСС\Дмитрий Копылов

Когда уходит великий человек, говорят, что ушла эпоха. Василий Песков был великим. Первопроходцем и основателем. Стать обозревателем по природе, по зверям-птицам в газете политически-установочной – это надо не просто хорошо писать. Это надо, выражаясь современным языком, сформулировать, сформировать и навязать тренд.

Но и этого мало. Это надо было делать ещё так верно, верно эмоционально и верно стилистически, чтобы твои заметки, обзоры и статьи были популярны. Чтобы их читали миллионы, слали письма десятки тысяч и на летучках приводили в пример. И, что по тем временам немаловажно, чтобы это нравилось в обоих ЦК – КПСС и ВЛКСМ.

Эпоха Пескова была эпохой миллионов – тех, кто выписывал все те ныне легендарные "Юные натуралисты", "Юные техники", "Науки и жизни", кому важно было их содержание.

А в чём оно заключалось? При всём разнообразии тем и подходов, при всей пестроте палитры – ведь подобного рода познавательных изданий был не один десяток, - объединяло их одно: диалог с природой. С природой в широком смысле – от песковских ёжиков до природы Космоса, от истории до Атлантиды и Тунгусского феномена. Диалог с природой был интересен и даже моден: не случайно эти издания были не в свободной подписке, и по предприятиям и организациям проводились настоящие лотереи и конкурсы на право получать со следующего года какую-нибудь "Технику – молодёжи" или "Химию и жизнь".

Сегодня не всякий и вспомнит те названия. Эпоха рыночной свободы отчего-то не вознесла до небес ставшие открытыми тиражи, а придавила их к земле всею своей тяжестью. Нет, совсем эти издания не умерли. Но вдруг выяснилось, что в новых условиях ниша их оказалась крайне узка, и на месте былых миллионов читателей остались в лучшем случае пара десятков тысяч, а то и меньше.

Причин тому, конечно, много. И массовое обрушение интеллигенции в нищету, и бесстыдно задранные ввысь тарифы полиграфистов, и цены на бумагу, и – в общем, невидимая рука рынка, которая не только в этой отрасли разодрала экономику в клочья. Да и не экономику только…

Однако не эта причина была основной. Ведь в те же самые годы и при тех же рыночных условиях расцвели и процвели издания другого рода. В одночасье миллионерами делались люди, бросавшие на рынок издания об НЛО, экстрасенсах, мистике и вообще чудесах. Прилавки заполнило криминальное и эротическое чтиво. Немыслимые деньги приносили сборники кроссвордов и анекдотов.

То есть спрос на диалог оставался. Только в диалог вступали не с природою. А с колдунами и анекдотами.

Вот тогда и начался закат эпохи Василия Пескова – не его личной, а той, которую он символизировал. Эпохи вопросов и открытий, эпохи тайн природы и поиска братьев по разуму. Эпохи миллионов, вдруг переключившихся в лучшем случае на кроссворды.  

Однако – правы диалектики! – в каждом явлении кроется его отрицание, и в каждом мёртвом рождается живое. На место печатных изданий пришёл интернет. На место немногих авторов, имена которых делали тиражи, пришли миллионы пользователей информации. И её создателей. В том числе и в области диалога с природой. И пусть они далеко не Песковы с его совершенным владением мыслью и словом, пусть большинство нельзя назвать более чем "создателями контента", но в них возрождается эпоха познания. А значит, эпоха Пескова.

Это лучший ему памятник.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама