Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Недостаток информации во время ЧС вызывает тревогу и панику – Лариса ПЫЖЬЯНОВА

16 сентября 2013, 14:25 UTC+3
Психолог МЧС рассказала как происходит общение с людьми и удается ли поддержать пострадавших во время чрезвычайных ситуаций
Материал из 1 страницы
Фото пресс-служба МЧС

Фото пресс-служба МЧС

Во время чрезвычайных ситуаций с родственниками пострадавших и погибших работают психологи МЧС, которые пытаются разделить горе с людьми, чья жизнь разделилась на «до» и «после». Психологическая помощь оказывается и дистанционно по телефонам «горячей линии». Насколько эффективна такая поддержка, как происходит общение с людьми, удается ли поддержать пострадавших - об этом в интервью ИТАР-ТАСС рассказала начальник  отдела дистанционных методов психологического консультирования отдела Центра экстренной психологической помощи МЧС Лариса Пыжьянова.

- Насколько оправдывает себя «горячая» линия при оказании психологической помощи? Насколько она эффективна во время чрезвычайных ситуаций?

- При каждой чрезвычайной ситуации в Центре экстренной психологической помощи МЧС России  открывается телефон «горячей линии». Изменился сам подход в оказании психологической поддержки таким методом. Это современная технология, позволяющая оказывать помощь в дистанционном режиме и получать информацию при проведении аварийно-спасательных работ.

Как правило, при ЧС недостаток информации вызывает тревогу и панику, поэтому наша задача рассказать, что происходит в данный момент, какие дальнейшие перспективы, какие принимаются меры, уточнить списки пострадавших и погибших.

После одного крупного ДТП были найдены тела семи человек, при которых отсутствовали документы. Вечером на «горячую линию» позвонили 68 человек, которые разыскивали своих близких. Мы должны были уточнить людей, чьи родные действительно могли следовать в этом автобусе. Со всеми, обратившимися на «горячую линию», была установлена обратная связь. Психологи попросили описать тех, кого они разыскивают, эта информация была передана психологам, работающим на местах, а также группе, которая выехала на опознание.

Благодаря обратной связи удалось установить тех, чьи близкие действительно погибли. Психологи МЧС России  не ошиблись ни с одним человеком, и процедура опознания была менее болезненной. Тем более что остальным, чьих родных, как выяснилось, не было в автобусе, не пришлось проходить через этот ужас. Я считаю, что в этом наша заслуга.

Как правило, психологам приходится работать с острой реакцией на стресс, также на телефонах «горячей линии» осуществляется консультация и информационная поддержка.

Много случаев, когда родные из-за ссоры друг с другом длительное время не общаются и даже не звонят. После катастроф от таких людей раздаются звонки, поскольку они не знают, что с их близкими, могли ли они быть там или нет. После таких ситуаций хочется дать один простой, такой банальный, но такой важный совет: «Будьте внимательнее и человечнее друг к другу».

После катастроф, потери близких, люди, как правило, испытывают чувство вины. Обычно, когда информационная волна спадает, мы начинаем работать с людьми, потерявшими своих родных, которые остро чувствуют из-за этого свою вину.

В среднем во время ЧС к нам поступает до 2000 звонков в сутки, в то время как в обычные дни от 20 до 40 обращений по телефону.

- На «горячую линию» звонят только родственники пострадавших или есть и другие звонки, например, от сочувствующих?

- В основном, конечно, звонят родственники и знакомые пострадавших, хотя есть и обращения от тех, кто просто хочет выразить соболезнования и слова поддержки. Больше всего таких звонков было после падения под Смоленском самолета польского президента Леха Качиньского, когда люди выражали соболезнования.

Подобные звонки были и после пожара в психоневрологическом интернате в Новгородской области, произошедшего 13 сентября.

Конечно, такие обращения есть. Но в массе своей это всего лишь 1-2 %.

Правда есть и те, которые просто звонят, чтобы высказать свое мнение по той или иной ситуации.

- А меняется как-то поведение или восприятие других людей, не пострадавших от ЧС, после крупных катастроф?

- К нам поступают обращения от тех, кто после крупных чрезвычайных ситуаций, например,  так было после теракта в московском аэропорту Домодедово, начинают переживать за своих родственников, примеряя ситуацию на себя.

Когда случается внезапная ЧС, рушатся базовые иллюзии бессмертия, мироустройства, которые позволяют нормально жить, и людей накрывает волна ужаса. В этом случае мы даем совет не проецировать ситуацию на себя, быть здесь и сейчас, осознавать себя в реальности, хотя и есть вещи, которые нам неподвластны.

- Как происходит общение с людьми по телефону? В чем его особенность?

- Каждый психолог должен говорить на языке человека, который нуждается в психологической помощи, то есть за небольшой промежуток времени, не видя человека, надо попытаться его понять. В таких ситуациях приходится под него подстраиваться, чтобы снять тревогу из-за неуверенности, которая сильнее чувства страха.

На мой взгляд, необходимо постоянно обучать людей безопасному поведению, элементарным правилам личной безопасности.

- Сколько в среднем времени занимает оказание психологической помощи по «горячей линии»?

- Как правило, одна беседа длится в среднем около полутора часов. В конце разговора любому психологу важно понять, с чем человек остался после беседы.

В два раза больше занимает времени общение с высказывающими желание покончить жизнь самоубийством. Таких звонков ежегодно на «горячую линию» поступает порядка 5-7 %.

В этих случаях важно услышать человека, понять, что заставит его жить дальше, и как он может справиться с тяжелой ситуацией, что зацепит его за жизнь. И это удается сделать.

- Сейчас психологи, «горячие линии» работают на Дальнем Востоке, где сразу пять регионов пострадали от исторического паводка? С какими вопросами там обращаются люди? Что их волнует в первую очередь, за что они переживают?

- Сначала всех волновал прогноз, на основе которого многие принимали решение, что делать дальше, покидать свое жилье или нет. Особенно переживали пожилые люди, так как их жилье – это часть жизни.

В сельской местности люди волновались за свое хозяйство. Были вопросы, как вывозить животных. Перед психологами стояла сложная задача - убедить людей уехать, так как жизнь и здоровье – это главное.

Сейчас в основном идут обращения, связанные с выплатами компенсаций. Если первая волна звонков касалась принятия самой ситуации, то сейчас дальневосточники нуждаются в четкой и своевременной информации. Сейчас людей интересует, как и где они будут жить, и в основном все звонки касаются будущей жизни.

За месяц работы «горячей линии» поступило около 8 тысячи звонков, более половины из них - от жителей Хабаровского края.

 

Беседовала Татьяна Хан

 /ИТАР-ТАСС/

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама