Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Кто заинтересован в положительном имидже предпринимателя

24 июня 2013, 12:41 UTC+3
Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Неоднократно сталкивался с точкой зрения, что российское население негативно относится к предпринимательству, что нашей народной культуре вообще чужд дух частной инициативы. Почему-то чаще всего это мнение артикулируют сами предприниматели.

Возможно, этот далекий от реальности миф эксплуатируют те, кто со стороны федеральной власти пару-тройку последних лет всё активней спускает в региональные администрации сообщения о необходимости «монетизации» мероприятий, связанных с «агитацией и пропагандой» положительного имиджа предпринимателя.

В 2011 году профильный департамент Минэкономразвития разработал «Методические рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства». Среди «мероприятий по комплексному освещению» (под которые в бюджетах разного уровня выделялись денежные средства) поименованы: трансляция ток-шоу, разработка и размещение телероликов, специальные проекты с печатными СМИ «федерального, регионального и муниципального покрытия»; всяческое продвижение с помощью наружной рекламы, интернета и даже рекламы в метро.

Приказ Минэкономразвития этого года о предоставлении субсидий регионам на государственную поддержку МСП опять не забыл про финансирование мер пиарно-рекламного характера: 

«- производство теле- и радио программ, направленных на формирование положительного образа предпринимательства, популяризации роли предпринимательства;

- размещение публикаций в СМИ о мерах, направленных на поддержку МСП, популяризацию предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела;

- обеспечение участия субъектов МСП в форумах, конференциях, проводимых в целях популяризации предпринимательства…» Этот пункт вообще вызывает недоумение: зачем «популяризировать» предпринимательство среди уже действующих предпринимателей?

Помнится, несколько лет назад главное экономическое ведомство страны даже объявляло конкурс, по условиям которого победитель обязан был пиарить конкретных «ньюсмейкеров» - руководителей его профильного департамента, неустанно трудящихся на ниве поддержки малого и среднего секторов экономики.

Модное поветрие пары последних лет – дорожные карты – тоже интегрировало в себя приятную и непыльную активность по «формированию» и «популяризации». В дорожной карте по оптимизации регистрации предприятий, ставшей в марте с.г. правительственным планом, есть звучное и длинное мероприятие: «Создание серии теле- и радиопередач на ведущих федеральных и региональных теле- и радиоканалах, а также серии публикаций в печатной прессе,  стимулирующих создание своего бизнеса, привлекающих внимание к практике лучших юридических лиц, разъясняющих различные аспекты создания юридического лица и ведения бизнеса, формирующих позитивный образ предпринимателя и предпринимательства, распространяющих профессиональные знания, необходимые для предпринимателей и потенциальных предпринимателей». Продекларированный результат «мероприятия» - «увеличение количества создаваемых юридических лиц, увеличение доли малого бизнеса в экономике, создание новых рабочих мест и улучшение инвестиционного климата». Заявленный период реализации – январь 2013 года. Напомним, что сама Карта-план мероприятий утверждена позже – в марте. 

Вспоминая, как происходило «увеличение доли малого бизнеса в экономике» в конце 2012-го – начале этого годов (по данным ФНС, за этот период свидетельства о регистрации сдали 650 тысяч индивидуальных предпринимателей), можно предположить, что только из-за «недостатка» передач в федеральных электронных и публикаций в печатных СМИ, «стимулирующих», «привлекающих», «разъясняющих», «формирующих» и «распространяющих», сложилась обратная пропорция.

Понятно, что регионы и муниципалитеты ловят импульсы сверху и, не покладая рук, создают такой положительный образ (с выделением под эти цели соответствующих затрат). Вот взять, к примеру, Самарскую область, где, начиная с 2011 года, на «создание положительного общественного мнения о предпринимательстве» и на «пропаганду предпринимательства» стабильно выделялось и до 2015 года  будет выделяться по 0,2 млн. рублей ежегодно.

Между тем многочисленные опросы различных социологических центров (хоть «правительственных», хоть «оппозиционных») в один голос утверждают, что положительный имидж малого и среднего предпринимательства у российских граждан давным-давно сформирован и в дальнейшем «формировании» не нуждается.

Так, опросы ВЦИОМ (общероссийская выборка – 1600 респондентов), показали, что в 2009-м году 79% россиян «хорошо или скорее хорошо» относились «к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)». В 2011 году таковых было уже 81%, в 2013 – 83%. Соответственно, минимально количество тех, кто относится «плохо или скорее плохо» (13% в 2009 году и 9% в этом).

Данные Фонда «Общественное мнение» (выборка тоже немаленькая – 1500 опрошенных)[2] по ключевому выводу вполне коррелируют с данными ВЦИОМа: большинство «в целом хорошо относятся» к предпринимателям: в 2001 году таковых было 58%, в 2010 – 57%, в 2011 – 62%, а в 2012 – 68%.

«Левада-центр» разделяет бизнес на две размерные группы: с одной стороны, малый и средний, с другой – крупный. Центр мониторит мнение населения отдельно по каждой из групп. Динамический ряд длинный, аж с 2003 года: при незначительных колебаниях доля тех, кто считает, что «деятельность среднего и малого бизнеса идет сейчас в целом на пользу России» всегда представляла собой подавляющее большинство.

Крупному бизнесу, несмотря на постепенное улучшение его образа в глазах россиян, такую легитимацию в сознании большинства получить так и не удалось.

Таким образом, тренды очевидны: население давно положительно относится к малым и средним предпринимателям и сформировало своё мнение отнюдь не потому, что оказалось распропагандированным и/или сагитированным на специально выделенные для этого деньги государства. Тратить сегодня (и вчера) лишние десятки, а то и сотни миллионов рублей на «формирование положительного образа», «популяризацию роли предпринимательства» - то же самое, что пускать их на ветер (или, если кому нравится другой образ, выбрасывать в корзинку для мусора).

А вот что касается пустых, не подкрепленных реальной политикой, призывов к тому, чтобы люди открывали свой бизнес, то агитация не оказывает на устремления масс никакого воздействия либо приводит к отрицательному результату:  несмотря на все старания профильных «поддержантов», число желающих открыть свой бизнес год от года сокращается. По данным ВЦИОМ, доля тех, кто хочет открыть бизнес, выросла с 44% в 2011 году до 52% в 2013-м. По данным международного исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), «свежий приток в российское предпринимательство в 2012 г. могло составить лишь 2,2% россиян… Этот показатель снизился на 2% по сравнению с 2011 г. и стал самым низким за все время [7 лет – В.Б.] наблюдений проекта в России».

Причины в общем-то давно всем (и предпринимателям, и экспертам) известны и ни для кого не являются открытием. Основная часть населения, по данным различных опросов, осознает их также вполне адекватно – это неблагоприятные условия бизнес-среды. Тут никакой поддержкой или пиар-мероприятиями (даже очень дорогостоящими) простимулировать людей невозможно.

Вывод - заниматься нужно не пропагандой и агитацией «за советскую власть» (с ежегодным освоением под это «благородное» дело значительного объема финансовых ресурсов), а улучшением бизнес-,  инвестиционной и институциональной среды, «отладкой» правоприменительной практики (снижением административно-контрольного пресса), и наконец снижением налоговой нагрузки и оптимизацией налогового администрирования. Потому что при наличии условий для бизнеса способные люди сами в него потянутся безо всякой популяризации…

 

Буев Владимир Буев - вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). 

 

 


Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама