Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Религию в парки: Москве предложили развернуть сеть временных мечетей

14 августа 2013, 10:11 UTC+3 Иван Сухов (ИТАР-ТАСС, Москва)
Специалисты по обустройству городской среды считают, что в российской столице недостаточно мест отправления исламского культа
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Группа специалистов по обустройству городской среды обратились к московским властям с предложением развернуть в столичных парках сотню временных мечетей – специальных площадок, которые можно оборудовать на время молитвы, а потом снова демонтировать.

Четыре на всех

Представитель инициативной группы Тигран Арутюнян полагает, что создание таких модульных мечетей разрешит существующую в Москве острую проблему. В российской столице на сегодняшний день существует четыре мечети: Историческая на Большой Татарской, Соборная в Выползовом переулке, мечеть мемориального комплекса на Поклонной горе и мечеть в Отрадном, построенная несколько лет назад на средства мусульманских благотворителей. Жители Юго-Запада Москвы знают также шиитскую мечеть на территории посольства Ирана, но шиитов в Москве не так много, а доступ туда по понятным причинам ограничен.

Коллеги Тиграна Арутюняна при этом приводят статистику, которая дает сравнительное представление о количестве мечетей в других крупнейших городах мира – например, в Нью-Йорке, по их данным, 140 мечетей. Какими бы разными ни были оценки численности мусульман в Москве – а большинство цифр колеблется в диапазоне от 1 до 3 миллионов человек, - очевидно, что четырех мечетей для этого количества мало. Наглядным свидетельством дефицита места для молитвы уже несколько лет назад стали толпы, выплескивающиеся на улицы по соседству с мечетями в дни больших мусульманских праздников, а в последнее время и просто по пятницам.

Хотя недавний праздник Ураза-байрам обошелся в столице без эксцессов, большие скопления молящихся мусульман на улицах города тревожат москвичей – по той простой причине, что они резко меняют привычный облик города. Картина перекрытых молящимися улиц – действительно сравнительно новое зрелище. Оно связано, с одной стороны, с ростом числа мигрантов из традиционно исламских регионов России и бывшего СССР. А с другой – с тем, что интерес молодежи к исламу резко возрос по сравнению с предыдущими поколениями, и в мечеть стали ходить представители тех столичных семей, которые раньше не бывали там годами, если не десятилетиями.

Чувства избирателей

Четыре мечети, рассчитанных в общей сложности на несколько тысяч мест для молитвы – это объективно мало. Но они на наших глазах превратились в центры такой интенсивной культурной жизни мусульманской общины, что коренные жители многих московских районов готовы всерьез протестовать против любых проектов строительства новых мечетей по соседству. Это не может не понимать мэрия, для которой москвичи – особенно сейчас - это избиратели на выборах.

Но и среди тех, кто становится на намаз на Большой Татарской и в окрестностях Выползова переулка, немало москвичей, наделенных правом голоса.

Впрочем, какой избиратель против того, чтобы улицы продолжали быть улицами, а не стихийными молитвенными площадками? Поэтому технологические решения рано или поздно придется искать.

Высказанные ранее идеи выноса мечетей за город или создания временных помещений для молитвы на стадионах имеют свои слабые стороны. «Выселение» за город напоминает о дискриминации.  А стадионы – это «места силы» для спортивных фанатов, которые едва ли будут в восторге от превращения «поляны» их любимого клуба в намоленное место московской мусульманской общины.

Намаз на газоне

Парки, похоже, тоже не лучшая идея. Она избавляет от необходимости строить мечети там, где их не хочет видеть большинство местных жителей. Но едва ли москвичи, в основном одобряющие мероприятия Сергея Собянина, направленные на благоустройство парковых зон, обрадуются, если к велодорожкам и модным кафе добавятся мечети – пусть и временные. Эффект раздражения, причем взаимного, может оказаться даже больше, чем в ситуации со стихийными выплесками сотен молящихся на улицу: парк – рекреационная зона, средоточие городской секулярной культуры, трудно совместимой с массовым изъявлением покорности всевышнему.

О зиме, вероятно, никто не подумал – впрочем, верующие молятся на улицах у московских мечетей и в снег. Зато урбанисты, предлагающие проект мечетей в парках, акцентируют внимание на том, что эти площадки могут выполнять свою культовую функцию только когда это необходимо. То есть обычный сегмент паркового пространства будет превращаться в мечеть только на время молитвы, когда верующие расстелят там свои коврики для молитвы. Правда, любой, кто видел, как по пятницам или в дни больших праздников на дальних подступах к существующим мечетям раздают или продают за малую денежку куски картона, бумаги и клеенки – и как они потом ненужными ворохами лежат на тех же дальних подступах в ожидании дворников, согласится, что такое понимание сакрального едва ли украсит московские зеленые насаждения.

С другой стороны, мечеть как центр общинной жизни со всеми ее нюансами и полутонами в наши непростые времена всегда остается объектом пристального внимания правоохранительных органов – в частности, тех структур, которые отвечают за противостояние религиозному экстремизму. Воспроизвести на лужайке в ЦПКиО те же схемы наблюдения, что годами строятся в Выползовом переулке, на Большой Татарской или в Отрадном, будет наверняка непросто. Хотя и самим прихожанам мечетей наверняка очевидно, что эта проблема, может быть, и не связанная напрямую с современной урбанистикой, требует решения в интересах безопасности города.

Лучше больше, да меньше

Впрочем, предложение выйти в сад – в любом случае лучше, чем отсутствие каких бы то ни было предложений при том, что проблема не просто существует, а на глазах становится все более острой. Социологи и этнологи, специалисты по межконфессиональному миру давно уже в один голос говорят, что строить новые мечети или искать альтернативные молитвенные площадки для мусульман Москве все равно придется. К примеру, едва ли кто-то возмутился бы, если бы молельные комнаты или даже небольшие мечети появились на рынках, где работают многие прихожане.

Небольшие мечети, не ломающие привычного ландшафта и не создающие вокруг себя своеобразных культурных эксклавов, помогли бы рассредоточить нынешние праздничные и пятничные скопления верующих и в конечном счете лучше интегрировать их в большой и многообразный современный город.

Среди 140 мечетей Нью-Йорка едва ли много памятников, но мусульманская община дорожит ими от этого совсем не меньше, а у обычного жителя среднего Манхэттена немного опасений относительно скорого превращения «Большого Яблока» в новый Тегеран, Исламабад или Махачкалу. 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама