Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Цена гармонии: правительство укрепит гражданское единство к 2020 году

28 августа 2013, 16:56 UTC+3 Иван Сухов (ИТАР-ТАСС, Москва)
Дорого ли обойдется государству гармонизация межнациональных отношений
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС\Василий Егоров

Фото ИТАР-ТАСС\Василий Егоров

Как только несколько дней назад было опубликовано постановление правительства РФ об утверждении федеральной целевой программы укрепления единства российской нации, идея сразу же подверглась шквалу критики: оппонентов смущало предполагаемое расходование 6,7 млрд рублей бюджетных денег на достижение вполне абстрактных целей, о которых абсолютно точно нельзя будет сказать, достигнуты они или нет. В действительности же эта сумма – явно не такая уж высокая цена за гражданский мир и целостность страны.

Много или мало?

Момент публикации постановления был выбран не особенно удачно. Стоимость ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 – 2020 годы" совпало с одной из первых, совсем приблизительных, оценок ущерба, нанесенного паводком на Дальнем Востоке – была названа цифра около 7 млрд рублей.  Утвердить сопоставимые расходы на достижение целей высокой степени абстракции означало неизбежно подвергнуть себя критике: не хватает на восстановление смытых домов, а здесь, мол, казенные средства тратятся неизвестно на что?

Действительно, кто сможет потрогать руками "формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений", которое намечено правительством на 2016 год, или запланированное к 2020 году "достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации"? Между тем, это официально заявленные цели ФЦП. Из 6,7 млрд рублей 4,6 млрд выделит федеральный бюджет, остальное ляжет на регионы и муниципалитеты.

Много это или мало? Во-первых, нынешняя цена ФЦП – это результат длинного процесса согласований, который начинался с грандиозных 38 млрд рублей, а затем достиг нижнего пункта на уровне порядка 4 млрд. Который, с учетом распределения нагрузок между федеральной казной и региональными бюджетами, и был, что называется, принят за основу.

4 млрд казенных трат на 7 лет – не слишком много с учетом заявленных масштабных целей, среди которых, в частности, значится "улучшение инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа". Ежегодные затраты федерального бюджета на одну Чеченскую республику, где за счет прямых дотаций из Москвы по-прежнему формируется около 80% регионального бюджета, более чем вдесятеро превосходят скромную цифру, в которую оценена ФЦП укрепления гражданского единства.

Благие пожелания и реальные цели

Цели, обозначенные в программе, едва ли кто-то вправе ставить под сомнение. Даже без удручающей статистики сопроводительных записок мы все помним волнения на Манежной площади в конце 2010 года и видим, какой резонанс национальная тема имеет на текущих выборах мэра Москвы. России остро не хватает гармонии межнациональных отношений и единства гражданской нации.

Проблем а в том, что ФЦП ценой в 6,7 млрд рублей едва ли поможет перевести заявленные цели из области благих пожеланий в область реальных политических достижений. И дело не в нехватке денег, а в нехватке идей.

Даже название программы содержит некое философское противоречие: с одной стороны, укрепляется единство российской нации, с другой – поощряется этнокультурное развитие народов России. К счастью, авторы уже выучили, что нация в современном понимании этого слова не равна народу как этнической группе. Другими словами, нация – это россияне, а не русские, татары, чеченцы или якуты. Но русские, татары, чеченцы или якуты часто думают по-другому.

В мире есть примеры, когда состоящая из массы разных этнических групп нация поощряет развитие многообразия. И даже запускает, как Соединенные Штаты, специальные иммиграционные программы, чтобы иметь возможность постоянно корректировать дизайн своего этнического "букета".

Но такую роскошь могут себе позволить нации, прочно осознавшие свое гражданское и политическое единство. Россия, где только порядка 70% граждан идентифицируют себя как россияне, к таким пока не относится – и это отчетливо понимают авторы ФЦП, иначе они не стали бы и браться за ее создание.

Одно из диалектических препятствий к формированию прочного единого гражданского самосознания кроется среди прочего в том самом этнокультурном развитии народов. По советской инерции, представители этнических групп, занимающие верхние позиции в таблице этнодемографической статистики, считают, что нации – это именно они, а не какие-то эфемерные россияне. А этнокультурное многообразие наилучшим образом достигается, когда в составе РФ есть республики с так называемыми "титульными национальностями".

Что делать с матрешкой?

Создателям конституционной конструкции нынешней Российской Федерации казалось, что они терминологически уходят от советской федеративной матрешки, которая задумывалась при создании СССР как символ прав и статуса отдельных народов, а при его развале сработала как совершенно реальная бомба. Но де-факто схема успешно воспроизведена. До формирования единого гражданского самосознания по-прежнему далеко, когда целый ряд народов в составе единой страны обладает де-факто правами экстерриториальности. Дагестанец, совершивший правонарушение за пределами Дагестана, с высокой вероятностью может уйти от правосудия, вернувшись на эту территорию. Чеченец как будто хотел бы служить в Российской армии за пределами республики, но уголовное наказание предпочел бы отбывать дома.

В ФЦП укрепления гражданского единства, к сожалению, нет никаких практических предложений по преодолению этой де-факто экстерриториальности. Главное же, чего там нет, - это внятной формулы, обеспечивающей гражданское единство. То есть ответа на вопрос, почему нам, россиянам, хорошо вместе друг с другом, и почему мы именно в таком составе наилучшим образом можем достичь стоящих перед нами целей.

Вероятно, ответить на этот вопрос было бы легче, если бы удалось перечислить цели – не цели  федеральной целевой программы, а цели России как сообщества, как страны. Ответы, которые дает программа – чтобы мирно жить друг с другом и сохранить единство страны – это, при всей туманности, трудно сопоставимой с процессом траты бюджетных рублей, ответы на вопрос "как?" За ответ на вопрос "зачем?" было бы, пожалуй, не жаль 6,7 млрд рублей, ни даже существенно большей суммы – если бы только такой ответ можно было получить за деньги. 

 

 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама