Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

МАКС-2013: между бизнесом и шоу

28 августа 2013, 17:21 UTC+3 Александр Садчиков (ИТАР-ТАСС, Москва)
В этом году российские авиастроители ждут от МАКСа заказов на 10 млрд долларов
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС\Екатерина Штукина

Фото ИТАР-ТАСС\Екатерина Штукина

XI Международный авиакосмический салон МАКС-2013 в Жуковском будет работать до 1 сентября. Гости салона надеются на интересную шоу-программу, а бизнесмены – на новые контракты. В этом году российские авиастроители ждут от МАКСа заказов на 10 млрд долларов. По мировым меркам, это не так уж много. Главное, что к самому мероприятию не теряется интерес производителей, бизнеса и любителей авиации.

Британский и французский гиганты

Авиасалон МАКС - это одновременно и бизнес-проект, и демонстрация военно-воздушной мощи страны, и выставка достижений мирового авиапрома, и народное шоу.  Впервые выставка состоялась в 1992 году, а с 1993-го проводилась с периодичностью раз в два года. С самого начала ее целью была демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с зарубежными партнерами. Сценарий МАКСа, в принципе, такой же как у зарубежных аналогов: два-три дня – на бизнес, столько же – на показательные выступления пилотов. Правда, масштабы у  авиасалонов разные.

Самые известные из них - авиасалон в британском Фарнборо (The Farnborough International Exhibition and Flying Display) и Международный авиационно‑космический салон во французском Ле Бурже (The International Paris Air Show at Le Bourget).  Собственно, оба на сегодняшней день являются бесспорными лидерами и конкурентами друг другу. Тот что салон в Ле Бурже ведет свою историю аж с 1908 году (тогда  на одной из автомобильных выставок появилась авиационная секция, а уже через год, в 1909 году, был проведен первый салон, полностью посвященный авиации; естественно, в его работе были "перерывы" на обе мировые войны).

Британский Фарнборо помоложе, он впервые прошел в 1948 году. Главная борьба между ними за "экспонаты" развернулась в 1960‑1970 годы. В Ле Бурже, к примеру, впервые были представлены легендарные Boeing‑747 и знаменитый Concorde, а также истребитель F1. Зато в 1980-е в Фарнборо Советский Союз впервые продемонстрировал Су‑25, Су‑27 и МиГ‑29, чем поразил западных специалистов. Отсюда же в "большой полет" по странам и континентам отправился популярный Boeing-757. 

Сейчас между этими авиасалонами паритет.  Один лучше получится у французов, другой – у британцев. К примеру, последний салон в Ле Бурже, проходившем с 17 по 23 июня, был юбилейным, 50-м. Отличился он тем, что собрал компании из 44 стран, а общая сумма контрактов на поставку самолетов, двигателей и различных авиационных систем, подписанных там, превысила 180 млрд долларов.  В 2012 на авиасалон Фарнборо приехали компании из 46 стран мира, а контрактов было заключено на 72 млрд долларов.   

За всю свою недолгую историю российский МАКС не вышел на отметку контрактов выше 10 млрд долларов. Если брать по гостям и участникам, то у нас "максимальная" планка достижений была в 2011-м. Тогда приехали представители 40 стран. А рекорд посещаемости шоу был установлен в 2001-м, когда номера воздушной акробатики пришло посмотреть 600 тыс посетителей. К слову, в Фарнборо и Ле Бурже число обычных посетителей колеблется от 200 до 300 тысяч. Там никто не гонится за массовостью, но тысячи фанатов приезжают из других городов, загодя скупая по интернету билеты и бронируя гостиницы.

Когда Восток догоняет Запад

Сравнивать МАКС правильнее, наверно, не с маститыми европейскими гигантами выставочной авиационной индустрии, а с молодыми азиатскими форумами, которые сейчас ищут новые формы работы и привлечения денег. По своим "тактико-техническим характеристикам" нам ближе, например, авиасалон LIMA в Малайзии (Langkawi International Maritime and Aerospace Exhibition). Это одна из крупнейших аэрокосмических выставок в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которая проводится раз в два года. Формально она проходит под патронажем минобороны Малайзии, фактически привлекает все больше и больше бизнес-структур из той же Европы. В 2011 году в ее экспозиции приняли участие 400 фирм из 35 стран, посетителей было более 150 тыс человек, а объем подписанных контрактов составил около 30 млрд долларов. 

Есть и другие примеры. Airshow China в городе Чжухай – самой большой авиасалон в Китае и второй по масштабности в Азии (после малайзийского).  Или авиасалон Aero India, который проводится в Бангалоре. Сейчас организаторы МАКСа пообещали, что на нашем авиасалоне будут представители 277 компаний из 43 государств. Примерно столько же приезжает к китайцам и индусам. Объемы подписанных там контрактов – сопоставимы с нашими.

В этом сравнении нет ничего уничижительного и некорректного по отношению к отечественному салону.  В конце концов, Россию, Индию и Китай объединяет такой  альянс как БРИКС. Собственно, и индийцы, и китайцы могли бы добиться большей  масштабности своих авиасалонов. Но изначально предпочли делать ставку не на формальные показателях таких мероприятий, а на поиск своего места в мировом авиационном рынке.  Если угодно, то и МАКСу не нужно гнаться за масштабами европейских гигантов, а нужно искать себя в сложном мире авиаиндустрии. Подход здесь может быть такой: когда будет, что показать, приедут и те, кто захочет на это посмотреть.  

Шоу в небе, контракты на земле

Подписанные контракты – это видимая часть айсберга. МАКСу предшествует долгая борьба таких государственных гигантов как "Ростехнологи" (собственно, организацией мероприятия и занимается эта госкорпорация), Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Минобороны. Каждая из сторон пытается отстоять свои финансовые и политические интересы. Само по себе подписание документов означает, что спорные вопросы разрешены, а разногласия сняты.   

Первой сделкой, заключенной в рамках авиасалона МАКС-2013, стал контракт между компанией "Гражданские самолеты Сухого" и авиаперевозчиком "ЮТэйр" на поставку в 2014 году шести лайнеров Sukhoi Superjet 100 с увеличенной дальностью полета. Самолеты SSJ-100 будут переданы на условиях лизинга, а их общая каталожная стоимость составит 217,2 млн долларов. Скорей всего, они будут использоваться на внутренних рейсах в Сибири и для перелетов в Европу. Дальше пошли сообщения уже о десятках подписанных контрактах – больших и маленьких.

Как обещают организаторы авиасалона, всего в этом году общая сумма сделок будет не меньше показателя 2011 года (т. е. тех же 10 млрд долларов). Тут стоит заметить, что на прошлом авиасалоне  подавляющая доля контрактов – примерно 7,5 млрд долларов - выпала на ОАК, но ничего не было подписано в военном сегменте. Только в 2009 году на МАКСе военные согласились на контракты. Тогда ОАК и Минобороны договорились о поставке 64 новых истребителей "Су" различной модификации и вооружения к ним на общую сумму почти 85 млрд рублей.

В этом году дело пока что ограничивается малым. Было объявлено, что Минобороны России планирует заключить контракт на поставку 34 разведывательных беспилотников. Но, возможно, это только начало и мы еще узнает о крупных контрактах.

Ну, а тем, кто контрактов не подписывает, будет интересно посмотреть на новинки. К примеру, на макет нового широкофюзеляжного самолета МС-21, который уже в 2017 году может сменить Ту-154. Сейчас подобные лайнеры авиакомпании вынуждены закупать за рубежом, но уже сегодня на МС-21 есть 256 заказов. Машина, к примеру, намного шире "Боинга-737", в проходе между рядами могут свободно разойтись два человека. При этом он будет дешевле на 20% из-за сокращения расходов на топливо и на техническое обслуживание. Что, как обещают авиастроители, должно сказаться и на стоимости билетов.

Был показан и истребитель пятого поколения Т-50 – надежда отечественных ВВС. В течение нескольких минут, он выполнял фигуры высшего пилотажа. В летной программе обещаны выступления пилотажных групп "Стрижи", "Русские Витязи", "Беркуты". Этот праздник для авиалюбителей начнется в дни массового посещения - с 30 августа по 1 сентября.

В этом году девиз МАКС "Всегда на высоте".  В российской прессе было много скепсиса по поводу будущего авиасалона.  Дескать, за годы его проведения так и не удалось выйти на значительные масштабы сделок, вот и Владимир Путин не поехал на открытие, хотя все предыдущие мероприятия не изменял этой традиции. Действительно, одни годы в "биографии" МАКСа были более удачными, другие - менее.  В любом случае, московский авиасалон стал брендом, известным во всем мире, и пока что остается "на высоте". На МАКСе уже выросло поколение людей, которые с восторгом смотрели в отечественное небо на "бочки" и "петли Нестерова".

Давайте оставим им такую возможность и в будущем. 

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама