Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Книги в разгрузку: как переформатируется книжный рынок

10 сентября 2013, 11:23 UTC+3 Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)
Книжных издателей не спасает даже экспорт
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС\Артем Геодакян

Фото ИТАР-ТАСС\Артем Геодакян

Очередная Московская книжная выставка-ярмарка в очередной раз была оценена как успешная. Да и народ, что называется, проголосовал ногами: в субботу, когда, по традиции, посетителей всегда много, было не протолкнуться между стендами.

И всё же ощущение от выставки двойственное. Словно оказался в доме пожилого больного человека, который изображает здорового, молодого и энергичного. Да, отдаёшь должное его мужеству, но не можешь и отделаться от жалости. Сама по себе выставка – зрелище красивое, а с учётом множества посетителей – пожалуй, и оптимистическое. Однако за пёстрым многоцветьем обложек прячется не слишком оптимистическое состояние самой книжной отрасли.

Об этом говорят цифры. Как сообщается официально, на нынешней ярмарке "представлено более 200 тысяч изданий на разных языках мира, 50 тысяч из которых выпущены в 2013 году". Если для точности сослаться на заместителя руководителя Роспечати Владимира Григорьева, то "за первые полгода было выпущено 59 тысяч наименований книг". Собранная же Российской книжной палатой статистика говорит следующее. Общий тираж книг и брошюр, выпущенных в первом полугодии, составил 246 430,9 тыс экземпляров. Это на 2,1 процента меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Кажется, мелочь. Но по результатам 2012 года падение составило 13,5 проц, за год до того – 6,3, а в 2010 и 2009, соответственно, 9,6 и 5,8. То есть за пять лет тиражи упали в полтора раза …

Поскольку же издательствам жить хочется, а книга для них – прежде всего товар ("Я выпускаю книги, чтобы продавать…" – так обычно звучит начало речи типичного главного редактора), - то издатели добирают массу дохода за счёт роста наименований при снижении тиража каждой книги. Так, по данным той же Книжной палаты, количество выпущенных за 6 месяцев текущего года книг и брошюр составило 59 060 печатных единиц, что на 2,3 процента больше, чем в 2012 году. Тенденция здесь менее однозначная, нежели по тиражам, ибо, например, в прошлом году и по наименованиям был спад на 8 процентов, однако в результате всё то же: размер среднего тиража неуклонно снижается. В 2012 году величина его составляла всего 4,4 тыс экземпляров, в нынешнем едва ли будет больше. Во всяком случае, по ощущениям издателей, замахиваться более чем на 3 тысячи можно только с проверенными авторами. Потому заканчивается вышеприведённая фраза не менее эпически: "…и я буду выпускать те книги, которые продаются". А новичкам одна дорога – в электронный самиздат.

Хотя, если быть честным, тираж в 3–4 тыс. "бумажных" изданий - тот же самиздат и есть. А если учесть, что среди общего количества книг и брошюр выпущено "в переплёте" – то есть так, как и должна выглядеть собственно книга – всего 19 328 изданий, то реальные тиражи и вовсе становятся мизерными. В "самиздатах" интернетных лидеры "продаж" за год по 130 тысяч собирают…

В свою очередь, это приводит к ряду логических последствий. Усыхание книжного рынка уже заставило стать предупредительными и исполнительными полиграфистов. Вслед за ними  сбавили обороты "бумажники". Экспорт их пока спасает, но и тут даже китайский рынок стал показывать зубки, требуя качества, а того паче – вкладываясь в собственные бумажные комбинаты по миллиарду долларов стоимостью…

Неплохо себя чувствует лишь торговля, набавляя на отпускную цену издательства свои 100 процентов. Но на уровне оптовиков и тут колокольчики звенят вовсю…

Что тому виной? Ничего, как говорится, личного - самиздат бесплатный против самиздата дорожающего. Да к тому же, что называется, массовидный, ибо это действительно самиздат – ни редакторов тебе, ни корректоров, ни строгих рецензентов. Правда, и денег нет. Но творчество – такая сила, что сама наружу рвётся. Читатель же, благодаря нынешнему печальному образованию и весёлому телевидению, весьма неприхотлив. Посылай своего супергероя на поиски суперпринцессы в магические миры со злобными магами – и сотня тысяч прочтений в год тебе обеспечено. Что у нас там в лидерах? – "…надо найти в столице Ледойры Магистра Вероятностей? Ну, это не сложно. Вот только не стоило, наверное, ввязываться в интриги темноэльфийского двора...". Жестокое состязание с: "Что, в королевстве перевелись принцессы? Или взбалмошные особы с магическим даром? Чего эта четвёрка демонов ко мне прицепилась?" А в затылок дышит: "Я родился двадцать семь лет назад, со дня же моей смерти прошло около семнадцати веков" 

И бесполезны тут "антипиратские законы". Ибо это действительно творчество. В каком-то смысле даже добротное. И вообще – немного ныне "бумажных" авторов, которые набирают по 100 тысяч тиража в год. Их, конечно, тоже отсканируют и перепечатают в интернете, но главная беда не в том. А то и вовсе – не беда, а подарок. Ибо на сто тысяч просмотров заглянет уже и рекламодатель, предложит повесить свой баннер под твой текст. Это то, чего так и не добились, по большому счёту, "бумажные" издатели. А это означает, что и деньги уходят с этого рынка туда – в круговерть электронных импульсов, превращающихся в буковки на экране…

Что же дальше? Как полагают эксперты в отрасли, на деле ничего фатального не происходит. Просто появление нового вида информационных носителей – электронного – принесло кризис предыдущей "формации". Точно так же магнитные записи в своё время потеснили пластинки, а затем компьютерные устройства памяти почти "убили" ленточные магнитофоны. О компьютерах уже и не говорим. Но до конца ничего не исчезло. "Винил" остался в узкой нише для ценителей, но зато там он царит безраздельно. Телевидение, как мы помним, не убрало из нашей жизни ни театра, ни кино. Фотография не вытеснила художественные полотна.

Примерно такая же эволюция ждёт и книги. Как носитель информации они, по всей видимости, свой век заканчивают, вытесняемые компьютерными "читалками" и интернетом. Однако как феномен эстетический они, конечно, никаким монитором заменены быть не могут. Как некий культурный, статусный символ – тоже. Как подарок, наконец. Лучший.

Закончившаяся выставка немного приоткрыла будущее отрасли, явив эти самые "новые" книги. Их ещё немного, этих явлений не столько полиграфии, сколько эстетики. Но они есть. И своим существованием свидетельствуют, что переформатирование книжного рынка уже началось. А за приключениями принцесс в столице Ледойры действительно можно будет проследить и на экране компьютера.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама