Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Экономику России спасут инновации – но как их создать?

18 сентября 2013, 10:00 UTC+3 Валерия Павлюковская
Проблема многих российских управленцев – это ориентация на ближайшее будущее и неумение видеть долгосрочные экономические, социальные, технологические и инновационные тренды
Материал из 1 страницы
Фото EPA/RAINER JENSEN

Фото EPA/RAINER JENSEN

Замедление темпов роста ВВП, негативная динамика основных макропоказателей практически во всех секторах экономики, снижение темпов прироста кредитования, сокращение прямых иностранных инвестиций, - это давно не новость, а реальность экономического положения нашей страны.

Единственным возможным способом решения подобных макроэкономических проблем является переход на инновационную социально-ориентированную модель развития. Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций, основной движущей силой которой должны стать новые инновационные лидеры – люди, умеющие мыслить инновационно, разбирающиеся в сути механизмов и процессов инновации, умеющие создавать инновационную корпоративную культуру и управлять ею. Но каким образом можно поменять устоявшиеся подходы и мировозрение? Как минимум обратиться к западному опыту, к опыту крупнейшего инкубатора инноваций в мире – Силиконовой долины – и посмотреть на основные принципы и подходы к  управлению бизнесом, к работе с людьми, а также на отношение к новым идеям то есть все то, что дает Силиконовой Долине возможность быть первыми на рынке не просто новых идей, а эффективных и прибыльных новых идей. 

  В эпоху социальных медиа выгодно быть хорошим

Виртуальные сообщества, число пользователей которых растет в геометрической прогрессии, работают в обе стороны: с одной стороны, сегодня с помощью информации из социальных сетей легко найти нужного специалиста или собрать отзывы как с руководителей соискателя, так и с его подчиненных и клиентов, с другой – социальные сети формируют представление о вас. Как ни странно это не звучит, но  «быть хорошим» становится все выгодней:чем больше людей будут знать вас именно с этой стороны, тем больше у вас шанс получить полезные связи, инвестиции, талантливых сотрудников и  новых перспектив в карьере или бизнесе. В Силиконовой Долине широко известны истории, когда отличная  идея не получала поддержку венчурных капиталистов, например, только по той причине, что когда-то в прошлом предприниматель, автор идеи, неэтично обошелся со своим подчиненным. И, наоборот, когда инвесторы готовы были серьезно рассматривать новый и не сильно «звездный» проект, за которым стояла команда, известная своими позитивными человеческими качествами.

 Осознавать и предоставлять право на ошибку коллегам и сотрудникам

Развитие инноваций невозможно в командно-административной системе. Более того, немедленное требование результатов от креативных и творческих команд приводит к тому, что инициатива сотрудников подавляется: когда выгоднее не проигрывать, то лучше всего не рисковать. Право на ошибку любому сотруднику дает ему больше пространства для нестандартного мышления, рождению новых идей и подходов, которые могут оказаться очень успешными и увеличить конкурентоспособность бизнеса.

 Уметь подстраивать систему корпоративного управления под отдельных сотрудников

Американский топ-менеджмент начал понимать, что традиционная структура карьерной лестницы, когда при повышении в должности приходит большая ответственность не только за результаты работы, но и за большее количество сотрудников, далеко не всем подходит. А если мы говорим о тех, кто ответственен за создание прорывных для бизнеса идей, то скорее всего столкнемся с людьми, не желающими брать на себя груз административных задач. Чтобы сохранить таких людей в компании, надо идти иногда на серьезные компромиссы или же кардинально изменить подход к выстариванию корпоративной структуры. В американских высокотехнологичных компаниях можно встретить вице-президента, под которым нет целых блоков бизнеса, но который обладает такими же полномочиями и правом решающего голоса, как и его коллеги, гораздо больше нагруженные ответственностьюза работу своих подчиненных

 Уметь сохранять людей

Инновации - это прежде всего умение работать с талантливыми людьми. В условиях дефицита талантливых сотрудников нужно не только уметь их найти, но и сохранить даже во время корпоративных пертубераций. Примеры, когда уходили целые команды менеджеров, не нашедшие себе места в новых компаниях, хорошо известны. Недавнее поглощение Роснефтью другого нефтяного гиганта – ТНК-BP и то, к каким изменениям в команде это привело, хорошо известны.

Что делают в подобных ситуациях компании Силиконовой Долины: создают временные инкубаторы, в которых сохраняются правила, распорядок поглощенной компании. Иногда этот инкубатор даже является отдельным зданием-коттеджем с особой атмосферой, дизайном, кардинально отличающимся от принятого в штаб-квартире. Такой мягкий переход позволяет присмотреться к новой культуре, познакомиться с новыми коллегами, осознать причины в разности подходов, возможно, прийти к компромиссам с новой культурой, а не писать заявление об уходе в первые несколько недель после  «поглощения».

 Ценить вклад сотрудников в развитие компании

Позволяйте своим сотрудникам влиять на то, что действительно важно для компании. У них есть право если не определять миссию и ценности компании, то вносить изменения и предложения. Выгода только очевидна: с одной стороны, вы будете чувствовать, куда движется рынок и что он требует от компании, с другой – ваши сотрудники будут сопричастны этим изменениям

 Создавать креативное пространство в рамках рабочей неде

Креативное пространство – это как раз те самые 20% свободного времени сотрудников Google, когда они вольны работать над любым проектом в компании, который им по душе, которые позволили создать 80 процентов всех новых эффектиных продуктов компании. Или же проведение «гаражного дня» в Skype, когда в результате брейнстормингов с участием сотрудников всех подразделений удается за рекордное время решить проблему и создать готовое решение.

 Прислушиваться не к мнению прессы, а к экспертам

Проблема многих российских управленцев – это ориентация на ближайшее будущее и неумение видеть долгосрочные экономические, социальные, технологические и инновационные тренды, которые уже включены в стратегию развития американских и европейских компаний. Нельзя ориентироваться исключительно на то, как живет сосед по отрасли и что говорят аналитики, которые тоже, как правило, довольно узко смотрят на рынок. Исследования по тенденциям, экспертиза ученых находится в свободном доступе и задача российских менеджеров – уметь ее найти и применить. Например, база данных Института будущего – собрание лучших исследований, обзор трендов, которые уже сегодня изменяют кардинальным образом целый ряд индустрий и которые прийдут  в Россию уже через несколько лет.

Скопировать Силиконовую Долину в России как таковую невозможно, но привнести некоторые из ее элементов и практик в российский бизнес абсолютно реально. Например, после поездки в Силиконовую Долину многие из наших студентов, владельцы и руководители российских компаний, начали на регулярной основе использовать тот инновационный метод брейнсторминга, который позволяет находит нестандартные эффективные решения бизнес-вопросам в совершенно разных индустриях и сферах бизнеса – design thinking (дизайнерское мышление). Данный метод используется всеми компаниями Долины.

Но самое важное из того, с чем вернулись студенты из Долины, - это желание менять атмосферу внутри своих компаний и четкое понимание, с чего надо начинать.

 

Валерия ПавлюковскаяВалерия Павлюковская -  директор программ MBA и Executive MBA Московской школы управления СКОЛКОВО

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама