Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Российский импорт может подешеветь

5 ноября 2013, 17:20 UTC+3 Анатолий Сандимиров

ФТС создает новую систему контроля за автоперевозками по образцу ЕС, внедрение нового механизма гарантий не только не вредит рынку ВЭД, но и полностью согласуется с ним

Поделиться
Материал из 1 страницы
ИТАР-ТАСС/Нагорных Елена

ИТАР-ТАСС/Нагорных Елена

Данные Федеральной таможенной службы о том, что  использование системы гарантий таможенного транзита по книжкам международных дорожных перевозок (МДП) привело к недополучению почти 20 млрд руб. в федеральный бюджет, потребовали от нее  эффективных решений, позволяющих решить эту проблему. В результате практической реализации этих мер возник публичный конфликт между таможенниками и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП),  которая продает книжки МДП в России.  В последние дни последовала череда событий,  принципиально изменяющих ситуацию. Попробуем разобраться в деталях и понять, какое влияние они могут оказать на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и что они означают для обычных граждан.

Важными итогами спора АСМАП и ФТС стало открытое письмо президенту страны,  в котором они пророчат таможенный коллапс с 1 декабря 2013 года, если отменят книжки МДП  и судебное разбирательство в рамках Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ), который принял решение о признании недействующим письма ФТС России от 04.07.2013 № 01-11/28474. Главный риск, о котором говорит АСМАП,  это якобы неготовность российской таможни к обновленному механизму гарантийного обеспечения таможенного транзита. Однако, если разобраться в фактах, все выглядит не так, как пытается представить оппонент ФТС.

Во-первых, решение ВАС не  дает никаких сущностных оценок июльского письма таможни, а лишь указывает, что «Оспариваемое письмо… не прошло государственную регистрацию и не опубликовано в установленном порядке, следовательно, применение оспариваемого письма как нормативного правового акта противоречит…» указу президента от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов президента Российской Федерации…». Иначе говоря, суд лишь определил, что выпуск письма требовал дополнительной  процедуры согласования  с Минюстом. В отношении того, что требования ФТС относительно гарантий  носят законный порядок, у суда сомнений не возникло.

Теперь о коллапсе. Требования ФТС уже реализуются на практике, и никаких серьезных проблем не наблюдается. Например, с 28 октября 2013 года таможня распространила свое решение об отмене действия книжек МДП на органы, подчиненные Южному таможенному управлению, а также на Домодедовскую, Шереметьевскую и Внуковскую таможни. Ранее ФТС уже отменила действие книжек МДП на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, и, как мы видим, никакого коллапса нет. Вместо книжек перевозчики уже предоставляют другие виды обеспечения таможенного транзита — денежные средства, банковскую гарантию, поручительство или залог имущества. Но и это еще не все. Таможня сделала существенный шаг навстречу не только участникам ВЭД, но и всем гражданам России, которые пользуются импортными товарами, так как благодаря новой  инициативе у основной части перевозчиков не только  отменяются  денежные затраты на гарантии таможенного транзита, но пропадает необходимость в реализации многих второстепенных действий. Например,  если вести речь о книжках МДП, которые, как утверждает АСМАП, обходились дешевле, чем гарантии третьих лиц, то экономия получается существенная. Как минимум, экономится средняя стоимость гарантии для ввоза груза с обеспечением лишь до 60 тыс. евро в размере до 100 евро только за одну перевозку ( их число может исчисляться сотнями) плюс еще 200-500 евро в виде взносов и депозитов  непосредственно АСМАП как некоммерческой организации. Под этот новый эксперимент ФТС попадает львиная доля транзитов   российских перевозчиков (по нашем оценкам, более 500 компаний). Требования простые и предполагают расширение числа «льготников» до полутора тысяч. Для этого компании должны осуществлять не менее 50 международных автомобильных перевозок в течение года, иметь не менее пяти собственных автотранспортных средств и не менее года опыта перевозок товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита и, конечно же, не иметь нарушений таможенных правил и неуплат платежей. В целом, это может снизить затратную часть участников ВЭД, а значит, позволит им снизить конечную стоимость импортных товаров для потребителей, если, конечно, их к этому будет подталкивать конкуренция.

Факты показывают, что внедрение механизма гарантий, не связанных с книжками МДП с их отрывными листами, не только не вредит рынку ВЭД, но и полностью согласуется как с интересами государства и простых граждан, так и с внедрением новых технологий самой ФТС, например, переходом с 1 января 2014 года на 100-процентное электронное декларирование товаров.

Так зачем же нас пытаются запугать коллапсами? Вероятнее всего, мы просто видим, как кто-то стремится сохранить свой многомиллионный бизнес. Учитывая, что значительная доля доходов от продажи книжек МДП уходила за рубеж, можно сделать вывод, на чью поддержку опирается АСМАП.  Судя по текущей  ситуации, вряд ли стоит ожидать глобальных проблем у таможни в связи с отменой книжек МДП, если, конечно, кто-то не рискнет спровоцировать ситуацию, действуя по принципу «чем хуже, тем лучше». Единственное, на что хотелось бы обратить внимание регулятора, так это на то, чтобы под маркой добросовестных перевозчиков, работающих по «льготной» схеме, не стали работать недобросовестные компании, не отвечающие требованиям ФТС. Однако, думается, как  первая, так и  вторая ситуация - это уже ответственность  правоохранительных органов, с которыми взаимопонимание уже достигнуто.

 

Анатолий СандимировАнатолий Сандимиров - генеральный директор страховой компании «Арсеналъ»

 

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама