2 апреля 2015, 10:15

В Северодвинске утилизировали самую скоростную в истории подводного флота АПЛ

В одном их цехов судоремонта "Звездочка". ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева
В одном их цехов судоремонта "Звездочка"

Наиболее сложной частью проекта стала выгрузка отработавшего ядерного топлива

АРХАНГЕЛЬСК, 2 апреля. /Корр. ТАСС Владимир Ануфриев/. Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске завершил утилизацию самой высокоскоростной в истории подводного флота атомной подлодки К-222, прозванной "Золотой рыбкой". Об этом корр. ТАСС сообщили в пресс-службе завода.

"В последних числах марта наши специалисты завершили уникальную операцию по выгрузке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и герметизацию реакторов АПЛ, - сказали в пресс-службе. - В предстоящую навигацию оставшийся от разделки атомохода трехотсечный блок (из реакторного отсека и двух смежных с ним - прим. ТАСС) будет отбуксирован в Сайда-губу на Кольском полуострове, где реакторный отсек поднимут на берег и переведут в пункт долговременного хранения".

Ранее "Звездочка" выиграла тендер и заключил контракт с Росатомом на утилизацию К-222 - первой отечественной субмарины с корпусом, изготовленным из титановых сплавов. Работы по ее утилизации начались в 2010 году.

Как пояснили на "Звездочке", наиболее сложной частью проекта стала выгрузка ОЯТ. "Конструктивные особенности реакторов К-222 не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое", - отметили на верфи. В мае 2013 года "Звездочка" приступила к выгрузке ОЯТ из реакторов субмарины. "Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов субмарины в специальные транспортные контейнеры, - уточнили на судоверфи. - В декабре прошлого года "Звездочку" покинул первый спецэшелон, увозящий отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки".

К-222 (до 1978 года - К-162) была заложена на судоверфи "Севмаш" в декабре 1963 года, в 1970 году включена в состав Северного флота. Из-за длительного и дорогостоящего строительства, уникальных характеристик получила прозвище "Золотая рыбка". В 1989 году АПЛ исключена из состава ВМФ. Установленные подлодкой в 1970 году рекорды скорости под водой - 44,7 узла (около 83 км/час) - до сих пор не побиты.