2 февраля 2016, 16:20

Первая танковая: зачем армии России механизированный кулак

ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев
Военные эксперты прокомментировали решение о создании танковой армии на западном направлении

МОСКВА, 2 февраля. /ТАСС/. Первая гвардейская танковая армия была вновь сформирована в Западном военном округе (ЗВО). Об этом 1 февраля сообщило Минобороны России.

В ее состав вошли Кантемировская танковая и Таманская мотострелковая дивизии, а также ряд других соединений и частей. Штаб новой армии будет дислоцироваться в ближнем Подмосковье.

По данным военного ведомства, на вооружении объединения состоят основные боевые танки Т-72Б3, Т-80, боевые машины пехоты БМП-2, а также свыше 130 наименований боевой техники других типов и модификаций.

29 февраля на коллегии Минобороны РФ генерал-майору Александру Чайко был вручен штандарт командующего 1-й гвардейской танковой армией.

Также сообщалось, что в текущем году военнослужащим этой армии под командованием Чайко предстоит провести свыше 1,5 тыс. боевых стрельб отделений, взводов, ротных и батальонных тактических учений, а также плановых мероприятий боевой подготовки.

Российские военачальники специально для ТАСС прокомментировали это решение: 

Маслов: "возврат к полкам, дивизиям и армиям"

Главнокомандующий Сухопутными войсками ВС РФ в 2004-2007 гг., генерал армии Алексей Маслов рассказал, что создание первой танковой "безусловно, правильное решение".

Он подчеркнул, что "ранее этими двумя дивизиями - Таманской и Кантемировской (они вошли в состав 1-й танковой армии - прим. ТАСС) - было не совсем удобно управлять. Штаб Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге, а оба соединения - в Подмосковье. Поэтому какой-то орган управления создан быть должен".

"Очень хорошо, что таковым явилось оперативное объединение - танковая армия", - подчеркнул Маслов.

Ее формирование позволит улучшить подготовку соединений к выполнению задач по предназначению, повысит качество боевой подготовки, усилит контроль за повседневной деятельностью частей и соединений. И, наконец, это своего рода возврат к нашим историческим корням - полкам, дивизиям, армиям. Не стоит нам гоняться за новомодными терминами. У нас и без этого есть чем гордиться. Одна история 1-й гвардейской танковой армии в этом плане дорогого стоит
Алексей Маслов
Главнокомандующий Сухопутными войсками ВС РФ в 2004-2007 гг.

Шевцов: "устранение недостатков и ошибок"

Командующий 1-й гвардейской танковой армией (1991-1993 гг.), начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ (1995 г.), генерал-полковник Леонтий Шевцов отметил, что "возрождение танковой армии - это устранение недостатков и ошибок, заложенных еще прежним руководством Минобороны и Генштаба".

Ранее расформирование соединений и объединений совершалось под аккомпанемент заявлений, что Россия в настоящее время врагов не имеет и содержать формирования типа корпусов и армий в составе Вооруженных сил теперь нет никакой необходимости.

Шевцов вспомнил, что, когда он был представителем РФ в Главном командовании ОВС НАТО в Брюсселе в 1995-1997 гг., "в состав этого военного блока входило 16 государств, сегодня уже 28, а наша западная граница оголена".

Поэтому он заверил, что, "вне всяких сомнений, воссоздание 1-й гвардейской танковой армии - решение абсолютно верное".

Вновь сформированная 1-я гвардейская по своему боевому и численному составу, по мнению Шевцова, не больше корпуса. "В настоящее время в армии всего две дивизии и одна бригада. А в прежние времена в составе подобных оперативных объединений было не меньше четырех-пяти дивизий, а иногда их число доходило и до десяти", - подчеркнул он.

По мнению генерал-полковника, в состав этой армии надо включить еще как минимум два полнокровных соединения.

"Таманская и Кантемировская дивизии никогда не были полностью укомплектованными соединениями. Как правило, эти дивизии содержались в двухполковом составе. Их численность не достигала 12-12,5 тыс. человек, что соответствует полностью укомплектованной дивизии. А если соединение укомплектовано на 70%, то это означает на практике, что оно ограниченно боеспособно. Для военных парадов возможностей Таманской и Кантемировской дивизий вполне достаточно, а для ведения боевых действий, наверное, нет", - подчеркнул Шевцов.

Также, по мнению генерала, "решение о формировании армии - это одно, и совершенно другое, когда вновь созданное объединение станет по-настоящему управляемым и боеспособным воинским организмом". "Даже развертывание и доведение до боеспособного состояния одной дивизии занимало весьма продолжительный срок. Иногда он составлял три года, иногда даже больше", - заверил Шевцов.

Кроме того, очень много усилий потребует подготовка соответствующей инфраструктуры.

В полностью укомплектованной дивизии по штату около 1200 офицеров. Для них надо жилье, соответствующее современным стандартам. А еще требуются казармы для личного состава, учебные центры, полигоны, капитальные сооружения для хранения вооружения и военной техники, установленных запасов материальных средств. А теперь поднимите эту планку до армейского уровня, и станет понятно, сколько еще впереди усилий и напряженной работы. То есть личный состав собрать можно, технику тоже, но это будет еще не армия. Иными словами, работать, работать и еще раз работать
Леонтий Шевцов
Генерал-полковник

Ситнов: "нам не надо копировать американский опыт"

Начальник вооружения Минобороны России в 1994-2000 гг., генерал-полковник Анатолий Ситнов рассказал, что воссоздание танковой армии "можно расценивать только как шаг в исключительно правильном направлении".

Вначале в Вооруженных силах России были воссозданы дивизии, теперь пришел черед оперативных объединений - армий. По мнению Ситнова, именно дивизия является ключевым звеном в Вооруженных силах России и "решение, принятое в свое время о переходе на бригадную основу, следует расценивать для наших условий как неверное".

Только дивизия, своего рода самодостаточное и эффективное соединение, обладающее собственной системой управления, способна успешно решать поставленные перед ней задачи. То, что создается сегодня (формирование 1-й танковой армии - прим. ТАСС), является возрождением структур, способных решать оперативные и оперативно-стратегические задачи на определенных направлениях. И это не может не радовать. Нам не надо копировать американский опыт. У нас и собственного опыта, причем богатейшего, вполне достаточно
Анатолий Ситнов
Начальник вооружения Минобороны России в 1994-2000 годах

После воссоздания армий, по мнению Ситнова, необходимо также возрождать фронтовые и стратегические комплекты частей и соединений. "Все эти организационно-штатные мероприятия в конечном итоге должны привести к резкому повышению технической готовности вооружения, возрождению системы восстановления вооружения", - подчеркнул он.

Также, по мнению генерала, необходимо пересмотреть полномочия главнокомандующих видами Вооруженных сил. "Их роль во многих вопросах и по многим направлениям должна быть существенно повышена. Особенно это касается возрождения системы подготовки кадров, вопросов боевой и оперативной подготовки".