Зенитные ракетные системы (ЗРС) от концерна ВКО "Алмаз-Антей" пользуются большим спросом не только в российской армии, но и среди иностранных заказчиков, а контракты на поставку этих систем за рубеж являются едва ли не самыми обсуждаемыми в мировых СМИ.
О возможностях последней модификации "трехсотки" - С-300В4, о новой дальней ракете для нее, а также о перспективах установки этой системы на автомобильное шасси в интервью ТАСС рассказал генеральный конструктор АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" Павел Созинов.
- Россия в последнее время активно продвигает на экспорт новую ЗРС "Антей-2500". В чем особенности этой сиcтемы по сравнению с C-300В, которая выпускалась ранее?
- Практически все составные части "Антея" выполнены полностью на современной элементной базе. Само собой, ее характеристики в сравнении с предыдущим поколением систем С-300В значительно улучшены. Напомню: "Антей-2500" - наименование экспортного варианта системы С-300В4, он имеет небольшие отличия от базового, созданного для российских Вооруженных сил.
- То есть С-300В4 - это абсолютно новая система, или это все-таки модернизация ЗРС предыдущего поколения?
- Сначала Минобороны предполагало провести локальную модернизацию С-300В для продления сроков службы и небольшого улучшения характеристик системы. Однако нам удалось убедить военных, что локальной модернизацией заниматься не стоит, а надо делать более современные образцы. И хотя при создании С-300В4 отдельные решения мы заимствовали у систем предыдущего поколения, но в целом это фактически новая техника.
- Что можно сказать об особенностях практического применения новой системы в сравнении с предыдущими поколениями?
- Особенностей достаточно много, но, пожалуй, основная состоит в том, что С-300В4 оснащена новой ракетой дальнего действия, которая способна решать в том числе задачи нестратегической противоракетной обороны. В частности, значительно расширена дальность поражения целей, которая сегодня достигла 400 км. То есть самолеты дальнего радиолокационного дозора и управления, в том числе и АВАКС, теперь не смогут безнаказанно войти в 400-километровую зону.
Кроме того, снижаются возможности вероятного противника по управлению штурмовой и истребительной авиацией. Внедрение подобного рода ракет дальнего действия также существенно изменяет помеховую обстановку, которая может сложиться при отражении соответствующих ударов. Такая же идеология заложена в "четырехсотку" и другие системы, в том числе пятого поколения.
- Какие новые свойства отдельных элементов С-300В4 вы могли бы отметить?
- В первую очередь - более высокую технологичность этой системы. Многие элементы системы пришлось переделывать или создавать заново. Благодаря этому уже сегодня обеспечены на перспективу необходимые качество и объем серийного производства.
Подчеркну, что при создании этой системы мы шли не по пути восстановления отдельных элементов производства, а по пути создания новых аналогов. В качестве примера могу привести создание специализированного шасси для С-300В4.
- Если уж зашла речь о новом шасси для этой системы, рассматривается ли возможность создания модификации С-300В4 на автомобильном шасси?
- Если такая потребность возникнет и подобная модификация С-300В4 будет востребована заказчиком, мы запустим эту модификацию в производство. Во всяком случае, соответствующий проект у нас уже есть.