20 июля 2017, 11:04

Главные премьеры авиасалона МАКС-2017 в небе и на земле

Истребители пятого поколения ПАК ФА
На аэродроме Раменское в подмосковном Жуковском проходит XIII Международный авиационно-космический салон (МАКС-2017). В его летной программе участвуют 84 воздушных судна

Свое мастерство демонстрируют летчики Воздушно-космических сил России пилотажных групп "Русские витязи", "Стрижи" и "Соколы России", а также впервые команда из ОАЭ Al Fursan.

МАКС-2017 богат на новинки, ряд летательных аппаратов демонстрируется широкой публике впервые. Среди наиболее ожидаемых авиационных премьер — воздушный бой истребителей пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), пилотаж новейшего истребителя МиГ-35 и ударного вертолета Ми-28НЭ.

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин рассказывает, что пилотажная программа МАКС — лучшая из всех, которые он видел на международных авиационных салонах в Ле-Бурже, Фарнборо, Дубае, Бангалоре, южноафриканском Йоханнесбурге и чилийском Сантьяго.

Конечно, не только пилотажной программой славится МАКС. На его выставочных площадках и в павильонах есть много интересного: различные гражданские разработки, бесчисленное количество беспилотников, зенитно-ракетные системы ПВО — от "Панциря-С1" и его арктического комплекса "Тор-М2ДТ". Много интересных моделей показывает космическая отрасль: от макета Международной космической станции до макета перспективной межпланетной станции "Луна-25".

"Точка опоры" в небе

РСК "МиГ" впервые публично выставила новейший многоцелевой истребитель МиГ-35 (по классификации НАТО — Fulcrum-F, что означает "Точка опоры" — прим. ТАСС), проходящий в настоящее время летные испытания. В рамках салона РСК "МиГ" проводит переговоры с потенциальными заказчиками этой машины.

По словам гендиректора РСК "МиГ" Ильи Тарасенко, интерес к этому самолету проявляют страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Индия. Потенциальными заказчиками являются около 30 стран, где сейчас эксплуатируется МиГ-29. Тарасенко отметил, что МиГ-35 может быть интересен покупателям продвинутыми техническими характеристиками, в том числе средствами поражения, а также его стоимостью, которая на 20–25% ниже цены машин у конкурентов. Также стало известно, что МиГ-35 может получить корабельную версию.

Пилотаж от "охотника"

Впервые участвует в летной программе ударный вертолет Ми-28НЭ. Серийное производство двух новых машин с двойным управлением — экспортный вариант вертолета и Ми-28УБ (учебно-боевой вертолет для Воздушно-космических сил РФ) — было запущено на заводе "Роствертол" в 2016 году.

Главное отличие Ми-28НЭ и Ми-28УБ от классического "Ночного охотника" — двойная система управления, которая позволяет пилотировать вертолет как из кабины летчика — командира экипажа, так и из кабины летчика-оператора.

В данном вертолете увеличена площадь бронированного остекления и установлены энергопоглощающие кресла с улучшенными характеристиками, способные поглощать ударное воздействие на летчиков при аварийной посадке вертолета. Также изменения коснулись бортового электронного оборудования и средств связи, что значительно повысило надежность и безопасность машины.

Воздушный бой "невидимок"

Два истребителя Т-50 (ПАК ФА) впервые показали элементы воздушного боя.

Один из самолетов провел атаку, а второй ушел от нее, показав, как работает сверхманевренность, которая позволяет самолету "увернуться" от противника. 

Пилотировали Т-50 летчик-испытатель первого класса Сергей Чернышев и заслуженный летчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан. 

Пилоты также продемонстрировали фигуры высшего пилотажа, включая "Кобру Пугачева", полеты на предельных углах атаки и движение на минимальной скорости.

Воздушный бой на минимальных дистанциях и скоростях до этого в России показывали только наиболее подготовленные летчики Липецкого авиацентра, входящие в состав авиагруппы ВКС РФ "Соколы России". Также впервые показывают воздушные бои на истребителях Су-30СМ совместные экипажи летчиков Морской авиации ВМФ РФ и корпорации "Иркут".

"Летающая парта"

В летной программе авиасалона традиционно принимает участие учебно-боевой Як-130. Полеты в пилотажной конфигурации выполняет самолет, окрашенный в традиционные красно-белые цвета яковлевских машин. Второй Як-130 демонстрирует возможности машины с подвесными топливными баками, управляемым и неуправляемым авиационным вооружением, а также с бортовой системой обороны.

На статической стоянке представлен самолет Як-130, модернизированный для установки лазерного дальномера, который позволяет увеличить боевые возможности машины.

Бои на малой высоте

Еще одни воздушные бои на коротких интервалах и дистанциях на малых высотах впервые продемонстрирует пилотажная группа ВКС РФ "Соколы России" из Липецкого авиацентра на самолетах Су-35С.

До этого маневренные возможности многоцелевого истребителя Су-35С показывались специалистам и широкой публике только летчиками-испытателями и только во время одиночного пилотажа. 

Зрители увидят как традиционные фигуры высшего пилотажа, такие как колокол, петля Нестерова, ухо, накидка, кадушка, так и те, которые впервые включены в программу. Их освоение и использование расширяет боевые возможности многоцелевого истребителя, позволяет пилоту эффективно применять оружие при завоевании господства в воздухе.

Новый "транспортник"

Холдинг "Вертолеты России" (входит в Ростех) впервые представил перспективный модернизированный военно-транспортный вертолет Ми-171Ш-ВН, предназначенный для обеспечения действий сил специального назначения при выполнении задач по борьбе с терроризмом. По словам генерального директора холдинга Андрея Богинского, технический облик вертолета был сформирован с учетом опыта боевого применения вертолетов, в том числе в Сирии.

Благодаря нововведениям крейсерская и максимальная скорости вертолета увеличены до 260 и 280 км/ч соответственно, а его максимальный взлетный вес — до 13,5 тонн. Для повышения боевой живучести применен принцип комбинации "стеклянной кабины" и надежных аналоговых приборов. Кроме того, машина оснащается комплексом обороны "Президент-С".

Также на МАКС-2017 представлен арктический вертолет Ми-8АМТШ, уже поступивший на вооружение Минобороны России.

Арктика от "Алмаз-Антея"

Концерн ВКО "Алмаз-Антей" демонстрирует более 150 образцов своей продукции. В частности, особый интерес вызывают натурные образцы боевой машины новейшего арктического зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Тор-М2ДТ" и самоходная огневая установка ЗРК "Бук-М2Э" с тренажером в контейнерном исполнении.

Также на МАКС-2017 специалисты "Алмаз-Антея" смогут ознакомить посетителей салона с технологией создания управляемой заметности и маскировки, технологией формирования радиолокационных портретов летательных аппаратов, применяемой для обнаружения и идентификации воздушных объектов.

Посетители смогут увидеть противовоздушный бой с имитацией пусков ракет зенитными ракетно-пушечными комплексами "Панцирь-С".

"Птичка-ВВС"

Впервые показаны два новых самолета первоначального обучения Як-152. Первый задействован в летной программе, второй в оригинальной окраске размещается на статической стоянке.

Як-152 станет самолетом первоначальной летной подготовки для летных школ (в системе ДОСААФ) и первых курсов училищ. Затем курсанты будут пересаживаться на учебно-боевой самолет Як-130.

ОКБ имени Яковлева победило в конкурсе на создание учебно-тренировочного самолета для российских военных в 2014 году. Работы выполнялись под шифром "Птичка-ВВС", первый полет совершен в сентябре 2016 года. Минобороны РФ рассчитывает закупить около 150 таких машин.

Легенда авиации

Впервые в небе над Жуковским можно увидеть знаменитый штурмовик Великой Отечественной войны Ил-2. Представленный на МАКС-2017 экземпляр является вторым в мире пригодным к полетам самолетом данной модели. Первый летающий Ил-2 был отреставрирован в 2011 году на средства одного из основателей корпорации "Майкрософт" и передан в США.

Штурмовик восстановлен до летного состояния совместными усилиями специалистов СибНИА им. С.А. Чаплыгина и фонда "Крылатая память Победы" при поддержке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Этот самолет входил в состав 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота, был подбит в 1943 году немецкими истребителями "Мессершмитт-109" недалеко от Мурманска. Его обнаружили в озере водолазы в 2011 году, спустя четыре года машину подняли.

Эксперимент с конвертопланом

"Вертолеты России" впервые представили на статической экспозиции экспериментальный образец беспилотного конвертоплана VRT30, который в настоящее проходит летные испытания. Ожидается, что к четвертому кварталу 2017 года VRT30 выйдет на второй этап испытаний, в ходе которого он будет протестирован в различных режимах полета, погодных условиях и с целевыми элементами полезной нагрузки.

VRT30 представляет собой летающую лабораторию, на базе которой по ряду систем формируется технический задел для создания аналогичной машины со взлетной массой до 2 тонн. В этом перспективном конвертоплане предполагается использовать новейшую технологию сверхпроводимости, что позволит снизить массу силовой установки, агрегатов электрогенерирующей системы и систем электроснабжения.

Луна в проекте

Госкорпорация "Роскосмос" представила линейку ракетных двигателей НПО "Энергомаш" — РД-180 (для американских ракет "Атлас"), РД-181 (для американских ракет "Антарес"), РД-191 (для российских ракет "Ангара"), РД-171 (ранее использовался на ракетах "Зенит", в перспективе планируется установить его на новой ракете "Союз-5").

Корпорация "Энергия" демонстрирует модель Международной космической станции в масштабе 1 к 50 и макет первого искусственного спутника Земли. А НПО имени Лавочкина создает имитацию лунной поверхности и показывает макеты аппаратов "Спектр-Р", "Спектр-РГ", "Спектр-УФ", "Электро-Л", "Арктика".

Интересны также макеты автоматических межпланетных станций "Луна-24" (последняя советская лунная станция, 1976 год) и "Луна-25" (ранее — Луна-Глоб", перспективный проект в рамках российской лунной программы, запуск намечен на 2019 год). Целью этого проекта станет запуск автоматического зонда для исследований в районе южного полюса Луны. Планируется, что модуль будет посажен в кратере Богуславского, до сих пор остальные аппараты садились в зоне лунного экватора.

Посмотреть на все эти российские новинки и премьеры обычные посетители салона смогут 21–23 июля, когда МАКС будет открыт для всех желающих. Начало летной программы — с 11 часов утра.

Роман Азанов
LiveInternet