Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Совершенный боец: каким будет истребитель шестого поколения

12 августа, 0:01 UTC+3

О начале работ над этим самолетом в марте 2016 года рассказал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера

Поделиться
Материал из 1 страницы
Истребители пятого поколения Су-57

Истребители пятого поколения Су-57

© Сергей Бобылев/ТАСС

МОСКВА, 12 августа. /ТАСС/. Работа над боевым самолетом шестого поколения уже ведется в России. Пока его предшественник Су-57 готовится к поступлению в войска, облик нового самолета, его свойства и способности еще осмысляются конструкторами ведущих российских предприятий. О том, каким может стать истребитель шестого поколения, - в материале ТАСС, посвященном Дню Воздушно-космических сил (ВКС) России.

Предвестник

О начале работ в России над боевым самолетом шестого поколения в марте 2016 года рассказал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера. По его словам, "ОКБ Сухого" представило задельные работы "по созданию истребителя шестого поколения".

В свою очередь, Виктор Бондарев, на тот момент бывший главкомом ВКС РФ, говорил, что в стране ведутся работы над истребителем шестого поколения не только в пилотируемом, но и в беспилотном варианте. При этом самолет пятого поколения Су-57, впервые поднявшийся в воздух в 2010 году, по мнению Бондарева, может "перескочить" в следующее поколение за счет своего большого модернизационного потенциала.

"Это, на самом деле, прекрасный самолет, и он может быть не только пятого, но и шестого поколения. У него огромнейший модернизационный потенциал. Самое главное, что по своей незаметности он лучший среди существующих образцов. Он воплотил все лучшее, что есть в современной авиационной науке, не только российской, но и мировой", - говорил Бондарев, ныне возглавляющий комитет по обороне и безопасности Совета Федерации.

Из-за этого различия между самолетами пятого и шестого поколения, по-видимому, еще долго не будут четко определены.

Российский истребитель пятого поколения Су-57 выполнен по технологии "стелс" с широким применением композиционных материалов, способен поддерживать сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, имеет новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе мощный бортовой компьютер (так называемый электронный второй пилот), разнесенную по корпусу радарную систему и ряд других новшеств, в частности, несет вооружение внутри фюзеляжа. Первая эскадрилья этих самолетов, как ожидается, поступит в войска в 2019 году.

Вооружен и опасен

Отдельные бортовые системы для самолета шестого поколения испытываются на истребителе Су-57 уже сейчас. Источник ТАСС в авиационной промышленности пояснял, что речь идет о "системах управления и навигации, системе оружия".

Подробнее о "начинке" самолета будущего рассказал советник первого заместителя гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Владимир Михеев. В частности, он сообщил, что уже создан экспериментальный образец радиофотонного радара, который передает, принимает и обрабатывает сигнал. Михеев отмечал, что "сейчас в рамках научно-исследовательской работы создается полноценный макет этой радио-оптической фотонной антенной решетки, который позволит отработать характеристики серийного образца".

Кроме того, по словам представителя КРЭТ, лазерная защита истребителя шестого поколения будет физически сжигать головки самонаведения ракет противника, атакующих самолет, а в состав его вооружения войдут электромагнитные пушки и управляемые электронные боеприпасы.

Истребители шестого поколения будут действовать в "стае". Один-два пилотируемых аппарата смогут управлять 20-30 беспилотниками, которые смогут нести любое оружие.

"Один беспилотник в стае будет нести СВЧ-оружие [сверхвысокочастотное], включая управляемые электронные боеприпасы, другой - средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий - набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением", - сказал Михеев.

При этом облик нового самолета, его аэродинамическая компоновка остаются предметом многочисленных споров и догадок. Основой могут послужить как опередившие свое время советские проекты, например, МиГ-1.44, созданный по схеме "утка" с треугольным крылом, так и совершенно новые разработки, выполненные по схеме "летающее крыло".

Сила интеллекта

Депутат Госдумы Владимир Гутенев, рассуждая о свойствах истребителя шестого поколения, рассказывал журналистам, что эта машина будет обладать искусственным интеллектом.

"Одним из основных направлений будет все более серьезное внедрение искусственного интеллекта. Не отдельных его элементов, а комплексной системы боевого управления, чтобы самолеты поколения "6+" и "6++" могли функционировать в полностью автономном режиме, в режиме серьезной радиоэлектронной борьбы и, желательно, в беспилотном варианте", - сказал он.

Благодаря отсутствию систем жизнеобеспечения пилота уменьшится стоимость машины и ее технический объем. Следует ожидать кардинального прорыва в средствах радиоэлектронной борьбы, считает депутат. При этом технология "стелс" будет играть все меньшую роль из-за расширения диапазона сканирования воздушного пространства, что позволит обнаруживать малозаметные цели на большом удалении.

Уйдет на второй план и сверхманевренность. Непринципиальным будет наращивание крейсерской скорости, так как она будет незначительно превышать скорость звука. Но на форсажных режимах, по мнению эксперта, скорость приблизится к гиперзвуку, что позволит стремительно преодолевать рубежи обороны.

Новое "сердце"

И все же наиболее трудоемкая часть в создании любой крылатой машины - новый двигатель, создать который, по существу, стоит едва ли не больше, чем самолет целиком. Су-57 до недавних пор летал с так называемым двигателем первого этапа - турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-41Ф1С (изделие 117С), предназначенным для истребителя поколения "4++" Су-35С. Только 5 декабря 2017 года Су-57 впервые совершил полет с новой силовой установкой, которая условно обозначается как "двигатель второго этапа" или "изделие 30".

Что касается "сердца" самолета шестого поколения, то работа над новыми авиационными двигателями уже идет в России, однако опытно-конструкторские работы над таким двигателем могут начаться примерно через 10 лет. Такое мнение в интервью ТАСС высказывал генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова Михаил Гордин.

"Сейчас принято считать, что в серию выходят двигатели пятого поколения, а также ведется разработка двигателей шестого поколения. Опытно-конструкторские работы по шестому поколению начнутся, наверное, только лет через 10. По пятому они сейчас либо завершаются, либо уже завершены", - рассказал Гордин.

Говоря о двигателе шестого поколения, он отмечал, что пока есть только набор технологий, который необходим для его создания.

Превосходство

Пока проектанты и конструкторы определяют облик будущего военной истребительной авиации, летчики размышляют о том, сможет ли самолет-"робот" заменить человека в кабине истребителя.

"Пока же человеческий ум своей многовариантностью еще может затмить все и вся. Пилот может своевременно остановиться или, наоборот, усложнить ту или иную задачу. Машина только выполняет программу", - говорил в интервью ТАСС Виктор Бондарев.

В свою очередь, летчик-испытатель Анатолий Квочур, говоря о профессии летчика, отмечал, что "несовершенство человека дополняется его интеллектом и интуицией".

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей рассылке!