Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Банки подняли кредитные ставки для строительных корпораций на фоне санкций

29 сентября 2014, 17:20 UTC+3 МОСКВА
По словам опрошенных топ-менеджеров, с начала года ставки выросли в среднем на 3-4 процентных пункта, примерно до 15% годовых
Материал из 1 страницы
© ИТАР-ТАСС/Артем Геодакян

МОСКВА, 29 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Российские банки увеличивают ставки по кредитам для инфраструктурно-строительных компаний, сообщили ИТАР-ТАСС источники в дорожно-строительной отрасли и банках. По словам опрошенных топ-менеджеров, с начала года ставки выросли в среднем на 3-4 процентных пункта, примерно до 15% годовых.

Ставки догоняют риски

"Ставки по кредитам, находившиеся в 2013 году на уровне 11,5-12%, выросли до 15-16%", - рассказал ИТАР-ТАСС топ-менеджер одной из крупных строительных компаний. По его словам, "это уже предел, позволяющий строительным компаниям получать прибыль по большинству проектов".

Сотрудники еще трех инфраструктурных компаний подтвердили уровень ставок, но официально на запрос ИТАР-ТАСС ответили только в компании "Мостотрест". "Банки действительно корректируют свои требования, и в настоящий момент мы находимся в процессе переговоров о наиболее привлекательных условиях для группы как для заемщика с безупречной кредитной репутацией и качественным портфелем заказов", - сообщил ИТАР-ТАСС представитель "Мостотреста".

В пресс-службе дорожно-строительной компании "Автобан" отказались от комментариев, сославшись на конфиденциальный характер запрашиваемой информации, "Трансстрой" и "Центрдорстрой" от комментариев отказались, пресс-службы "Стройгазконсалтинга", "Стройтрансгаза", АРКС, "Волгомоста" и СК "МОСТ" на запрос ИТАР-ТАСС не ответили.

По словам топ-менеджера одной из стройкомпаний, банки объясняют рост ставки увеличением рисков после завершения олимпийских проектов в Сочи: ряд крупных компаний получили убытки от олимпийских проектов, начав процедуру ликвидации или заявив о банкротстве. В частности, в процедуру банкротства вошла одна из крупнейших компаний отрасли - омское НПО "Мостовик", кредиторами которого выступают крупнейшие российские банки.

Кроме того, с 1 августа крупнейшие госбанки не могут привлекать в ЕС и США новый капитал сроком более 90 дней. "Банки ожидают увеличения стоимости ресурсов, потому что нет возможности рефинансироваться за рубежом и приходится использовать внутреннюю ресурсную базу, - рассуждает один из опрошенных топ-менеджеров. - Из-за обострения конкуренции они ожидают роста процентных ставок по пассивам. Эти ожидания переносятся на переговоры по предоставлению кредитов".  

Поднялись не только ставки по кредитам, но и ставки по гарантиям исполнения контрактов, а также по авансам, добавил другой источник: "Более того, обсуждаются условия, при которых банки могут в одностороннем порядке разрывать кредитные соглашения в случае, если заказчик неритмично рассчитывается или если возрастают расходы, в том числе возникающие не по вине строителя. Учитывая, что ценовые параметры контрактов остаются неизменными, а заказчик в начале года традиционно для рынка задерживает расчеты, повышение ставок по кредитам и гарантиям бьет по экономике компаний".

Крупные стройки под вопросом

В строительных компаниях утверждают, что кредитные ставки подняли крупнейшие банки, в том числе с госучастием - Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ. Официально банки не подтверждают, но и не опровергают изменение кредитной политики.

В пресс-службах Сбербанка и Газпромбанка на запросы не ответили, в пресс-службе ВТБ сказали, что "ставки ВТБ по кредитам всегда соответствуют рыночной ситуации и являются конкурентоспособными".

Источник ИТАР-ТАСС в одном из госбанков, подпавшем под антироссийские санкции, подтвердил повышение ставок по проектному кредитованию. "С начала года стоимость кредитов под проекты выросла на 3-4 процентных пункта, примерно до 15%", - сообщил он, отметив, что маржа банков сократилась по сравнению с прошлым годом.

"В ряде крупнейших проектов сама сумма контракта составляет минимальный порог, за которым участие в проекте для банка становится нерентабельным", - добавил он. Но об отказе банков от участия в проектах как в составе консорциума, так и в качестве партнера по контракту речь пока не идет, говорит другой финансист.

Проблемы с финансированием инфраструктурных строек, в том числе по госзаказу, подтверждают и сами строительные компании. "После Сочи многие отказываются от участия в имиджевых проектах, - рассказывает топ-менеджер дорожно-строительной компании. - Если у банков есть возможность компенсировать потери повышением ставок, то доходы строителей ограничены стоимостью контракта".

Его коллега из другого строительного холдинга рассказал, что в компании "разрабатывают новую финансовую модель проектов в связи с новыми условиями". "Возможно, от участия в некоторых конкурсах, например госкомпании "Автодор", нам придется отказаться", - подчеркнул он.

Но в "Автодоре" не ожидают снижения интереса к объявленным и будущим автодорожным конкурсам. "Во всех последних конкурсах участвуют крупнейшие компании, - сообщил ИТАР-ТАСС глава "Автодора" Сергей Кельбах. - И даже на недавно объявленные долгосрочные инвестиционные соглашения мы имеем полный пакет претендентов".

По мнению Кельбаха, повышение банковских ставок напрямую не отражается на контрактах "Автодора", поскольку подрядчики авансируются, а схема финансирования проектов подразумевает использование бюджетных инвестиций и оборотных средств компаний. "Привлекать кредиты, наверное, сложно, но такова вся экономическая ситуация в стране", - сказал Кельбах ИТАР-ТАСС.

"Слабые уйдут..."

Повышение процентных ставок ставит строительные компании в сложное положение, признает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, это отразится не только на долгосрочных, но и на операционных кредитах, которые компании берут на срок до трех месяцев для закрытия кассовых разрывов.

"Проектное кредитование может стать нерентабельным, учитывая, что возврат средств у инфраструктурных компаний осуществляется в течение как минимум трех лет", - предупреждает эксперт, отмечая, что "никто и подумать не мог три года назад, что крупнейшая инфраструктурно-строительная компания Москвы НПО "Космос" будет банкротом".

Больше других от повышения процентных ставок страдают небольшие компании-субподрядчики, отмечают источники в отрасли. "Объем кредитования у них небольшой и возможности вести переговоры с банками ограничены. Слабые уйдут из-за конкуренции", - прогнозирует один из опрошенных топ-менеджеров.

Ряд компаний уже ищут выход, пытаясь осваивать новые рынки. Ранее источники "Ведомостей" сообщали, что крупнейший подрядчик по строительству метро в Москве "Мосметрострой", чистая прибыль которого в 2013 году снизилась в 2,5 раза, до 200 млн руб., запустил свой первый проект в сфере жилой недвижимости бизнес-класса.

А "Мостотрест", связанный с Аркадием Ротенбергом, начал свой первый трубопроводный проект по строительству ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского НПЗ в Хабаровском крае. В будущем "Мостотрест" может "сделать серьезный крен" в сторону трубопроводных проектов, в частности, компании интересен проект строительства нового газопровода "Сила Сибири", объявил в понедельник гендиректор компании Владимир Власов в ходе телефонной конференции с аналитиками.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама