Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Московские аэропорты освобождают от госрегулирования тарифов

11 ноября 2014, 19:10 дата обновления: 11 ноября 2014, 20:52 UTC+3 МОСКВА МОСКВА 11, ноября. /ТАСС

Авиакомпании предупреждают, что это решение неизбежно приведет к росту цен на билеты

Поделиться
Материал из 1 страницы
© ИТАР-ТАСС/ Михаил Почуев

МОСКВА, 11 ноября. /Спецкор ТАСС Алина Черноиванова/. Московские аэропорты первыми в России получат освобождение от госрегулирования тарифов. Поручение проработать такой сценарий дал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Увеличив тарифы и сборы, аэропорты смогут обеспечить возврат инвестиций в аэродромную инфраструктуру Московского авиаузла, в том числе средств из Фонда национального благосостояния. В авиакомпаниях предупреждают, что это решение неизбежно приведет к росту цен на билеты.

Отказ от регулирования для возврата инвестиций 

"Признать целесообразным прекращение ценового регулирования деятельности поставщиков услуг в аэропортах Московского авиаузла", - говорится в протоколе совещания по развитию МАУ, состоявшегося под руководством Шувалова в октябре (копия документа есть в распоряжении ТАСС). 

Сейчас в аэропортовой сфере государство регулирует четыре тарифа - сбор за взлет-посадку, авиационную безопасность, сборы за пользование аэровокзалом и за обслуживание пассажиров.

Отказ от регулирования тарифов в аэропортах Домодедово, Шереметьево и Внуково изначально рассматривался как один из механизмов повышения доходности аэропортов на фоне подготовки к передаче столичных аэродромов в концессию (еще один вариант - инфраструктурный сбор - не нашел поддержки). Операторы аэропортов заключат концессионные соглашения с государством на аэродромное имущество сроком на 49 лет, а Домодедово - до 2073 года (срок действия договора аренды, заключенного в 1998 году). Фактически аэропорты получат аэродромы в долгосрочное пользование, но без фиксированной арендной платы, а за обязательства по их поддержанию и развитию. 

Предварительная сумма инвестиций в развитие московских аэродромов - менее 100 млрд руб. Эти средства аэропорты смогут получить из ФНБ на возвратной основе по схеме до 100% от общей цены проектов. Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития совместно с инициаторами проектов на том же совещании у Шувалова поручено продолжить работу по оптимизации объема инвестиций, предусмотрев "необходимость завершения основных мероприятий по развитию МАУ в первом квартале 2018 года".

Сборы, устанавливаемые Федеральной службой по тарифам, - один из основных источников дохода аэропортов. Например, по данным отчетности Шереметьева по российским стандартам за 2013 год, выручка от таких сборов составляет почти 46,4% от выручки аэропорта в целом (почти 8,3 млрд руб. от более чем 17,8 млрд руб.). На сборе за взлет-посадку Шереметьево, в частности, выручил более 2 млрд руб., на сборе за пользование аэровокзалом - более 5 млрд руб. Но средств недостаточно для планируемых масштабных инвестиций. Справедливыми в Шереметьеве называют такие тарифы и сборы, которые позволят аэропорту обеспечивать не только оперативную деятельность, но и развиваться.

Рост до среднего по России 

Отмена госрегулирования приведет к росту тарифов, признают все эти аэропорты. "Уровень роста тарифов сейчас не определен - финансовая модель находится в разработке", - пояснили во Внукове. "Возможность роста тарифов, безусловно, будет рассматриваться", - говорят в Шереметьеве. В Домодедове добавляют, что "повышение тарифов, если оно и произойдет", должно быть равномерным. "Именно поэтому мы говорим о необходимости бюджетной балансировки - выравнивания объемов инвестиций в аэродромную инфраструктуру между аэропортами МАУ - перед заключением концессионных соглашений, чтобы исключить ситуацию, когда один из конкурирующих аэропортов вынужден или работать себе в убыток, или устанавливать нерыночный тариф", - поясняет представитель аэропорта.

Но в аэропортах обращают внимание на то, что сейчас в московском авиаузле один из самых низких уровней регулируемых сборов по России. Как напоминают во Внукове, до сих пор динамика роста тарифов была следующей: "Примерно раз в два года - на уровень инфляции". В Домодедове ожидают, что после снятия госрегулирования тарифы в МАУ не будут превышать средних аэропортовых тарифов по регионам России, "поэтому они должны быть приемлемы для авиакомпаний".

Аэропорты используют мотивационные программы для компаний-партнеров. Гибкая тарифная политика способствует развитию маршрутной сети и расширению возможностей для пассажиров, добавляют в Домодедове.

Дороже аэропорты - дороже цены на билеты 

У аэропортов есть резервы повышения эффективности без увеличения тарифов, уверены в группе S7. "Рентабельность аэропортового бизнеса в разы превышает рентабельность авиаперевозок, - говорит представитель группы. - Кроме того, аэропорты МАУ имеют значительную долю неавиационных доходов, а также доходов от зарубежных перевозчиков, которые увеличиваются в связи с ростом курса доллара и евро".

Крупнейшие российские авиаперевозчики - группа "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр" и группа S7 - предупреждают, что отмена госрегулирования тарифов и сборов неизбежно приведет к росту тарифов на авиаперевозки. В конечном счете за все платит пассажир, напоминают участники рынка.

"Инициатива негативно скажется на расходах авиакомпаний, - считают в S7 (базовый аэропорт - Домодедово). - Структура рынка авиаперевозок в МАУ сложилась, для любой крупной авиакомпании издержки перехода из одного аэропорта в другой будут очень высоки. Поэтому реальной конкуренции за авиакомпании между аэропортами МАУ не будет. Такое решение однозначно приведет к росту тарифов".

Фактическое отсутствие тарифной конкуренции между аэропортами Москвы констатируют и в "Трансаэро" (летает из Внукова и Домодедова), где также выступают за сохранение госрегулирования.

В "Аэрофлоте" (базируется в Шереметьеве) обратили внимание на то, что "в большинстве аэропортов России услуги аэропортового и наземного обслуживания монополизированы, что приводит к неконтролируемому росту тарифов и, как следствие, к увеличению себестоимости и росту цен на авиаперевозки". В компании заинтересованы "как минимум в сохранении перечня регулируемых тарифов на услуги в аэропортах", хотя "даже при участии государства в регулировании уровня ставок основных аэропортовых сборов процент роста большинства из этих ставок опережает уровень инфляции", добавляют в пресс-службе "Аэрофлота".

"В случаях, когда регулируемые ставки повысить не удается, аэропорт компенсирует это ростом нерегулируемых тарифов", - говорят в S7. Эти тарифы, по словам представителя "Трансаэро", растут "опережающими темпами".

К нерегулируемым тарифам относятся метеообеспечение, обработка коммерческих грузов и почты, обеспечение приемки-выпуска самолета, заправка водой, внутренняя уборка самолета, а также предоставление трапов, пассажирского наземного транспорта и прочее. "Рост этих тарифов в российских аэропортах в среднем составляет 17,5% в год", - говорят в "Аэрофлоте".

В компании добавили, что доля затрат на обслуживание в аэропортах и на трассе в общем объеме эксплуатационных затрат "Аэрофлота" выросла за последние пять лет с 14,8 до 17,1%. У группы S7 аэропортовые расходы без учета топливозаправки и бортпитания в структуре расходов на один рейс составляют около 15-17% в общих затратах авиакомпании. У "Трансаэро" в 2013 году - 11,8%. "Структура расходов на рейс зависит от типа воздушного судна, но в целом в структуре затрат авиакомпании по пассажирским перевозкам аэропортовые расходы занимают около 16-17%", - говорят в "ЮТэйр".

Тарифы без регулирования, но под контролем 

По поручению Шувалова ФСТ, Минэкономразвития и Минтранс должны разработать изменения в нормативно-правовой базе, снимающие госрегулирование в МАУ, до 1 декабря. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова подтвердили факт совещания и выданных поручений.

Окончательного решения, как позволить аэропортам повысить доходы, но и не допустить резкого роста стоимости авиаперевозок, пока нет. "Каким образом будет осуществляться регулирование, рынком или иначе, будет определено до конца года", - сообщил ТАСС источник, знакомый с ходом консультаций.

Другой источник ТАСС, знакомый с подготовкой соответствующего решения, говорил ранее, что может быть принят промежуточный вариант, по которому тарифное регулирование снимается, но аэропорты МАУ остаются в реестре субъектов естественных монополий, а ФСТ введет мониторинг стоимости услуг и в случае необходимости вводит ценовые ограничения. Такая схема действует в ряде крупных морских портов.

ФСТ готовит соответствующие документы в рамках поручения Шувалова, сообщили ТАСС в службе. В Минэкономразвития сказали, что материалов на согласование от заинтересованных ведомств пока не поступало. В пресс-службе Минтранса говорят, что "поручение не поступало".

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
Новости smi2.ru
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости