МОСКВА, 2 ноября. /ТАСС/. Программа утилизации автомобилей будет продлена на 2015 год. О соответствующем решении сообщил по итогам совещания "О мерах по поддержке российского авторынка" министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Так, начатая в сентябре 2014 года в ответ на резкое падение автопродаж программа будет безостановочно работать 16 месяцев. Однако если на четыре месяца 2014 год из бюджета будет выделено порядка 12,9 млрд руб., то на следующий год предполагается финансирование в объеме 10 млрд руб.
Программа, по мнению Минпромторга, оправдывает себя: по итогам текущего года продажи отечественных автомобилей упадут в худшем случае на 6% против прогнозируемого ранее 8-процентного падения.
Еще на год
В попытке остановить падение продаж Минпромторг возобновил программу утилизации автомобилей с 1 сентября 2014 года. Тогда программа рассчитывалась на четыре месяца - до конца 2014 года с бюджетным финансированием в объеме 10 млрд руб.
В рамках программы планировалось реализовать порядка 170 тыс. автомобилей, включая легковые машины, внедорожники, коммерческие автомобили. Сейчас Минпромторг рассчитывает продать по программе до конца года 200 тыс. автомобилей, учитывая, что на сегодняшней день продано 146 тыс. автомобилей. Увеличение продаж будет достигнуто благодаря дополнительному объему инвестиций из госбюджета в объеме 2,9 млрд руб. на текущий год, положительное решение по этому вопросу также было вынесено на совещании.
Финансирование программы утилизации на 2015 год одобрено в объеме 10 млрд руб. "Соответственно, можно сделать по аналогии прогноз и на 2015 год: если это 10 млрд руб. (финансирование программы), то порядка 170 тыс. автомобилей должно быть реализовано в первом полугодии", - сказал журналистам Мантуров.
По программе утилизации компенсируется часть стоимости за сдаваемый в утиль автомобиль при покупке нового: сумма компенсации составляет от 40 тыс. руб. за легковой до 350 тыс. руб. за грузовой автомобиль.
По подсчетам министерства, падение производства отечественного автопрома в 2014 году будет не более 6%, а может быть, и меньше. Первоначальный прогноз составлял 8% год к году по производимым в РФ автомобилям.
Говоря об условиях программы в будущем году, глава Минпромторга отметил: "Мы исходим из того, что условия будут сохранены на первую половину года такие же, как и в этом году".
Первая госпрограмма утилизации автомобилей действовала в 2010-2011 годах и стоила бюджету 30 млрд руб. Утилизировались легковые автомобили и LCV старше 10 лет, в обмен их владельцы получали сертификат на скидку в 50 тыс. руб. для покупки нового автомобиля по списку моделей, утвержденному Минпромторгом. Было выдано около 600 тыс. сертификатов; основной объем новых проданных автомобилей пришелся на Lada.
Негативный тренд
Российский авторынок показывает отрицательную динамику с конца 2012 года.
С середины до конца 2013 года министерство запускало программу по субсидированию автокредитов, что позволило нивелировать отрицательную динамику, но не привело к росту авторынка. В середине 2014 года продажи автомобилей на фоне сложной геополитической обстановки и девальвации рубля падали до 26% по отношению к соответствующему месяцу прошлого года.
С запуском программы утилизации удалось несколько снизить падение. Так, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в РФ за 10 месяцев 2014 года снизились на 12,7% к аналогичному прошлогоднему уровню и составили 1,99 млн единиц. При этом продажи крупнейшего российского производителя и лидера авторынка - "АвтоВАЗа" в октябре снизились на 12%, но внутренние продажи выросли на 0,8% по отношению к октябрю 2013 года. К примеру, в сентябре внутренние продажи "АвтоВАЗа" снизились на 9%, а в августе компания не раскрывала внутренние продажи, однако общие продажи показывали снижение на 32%.
По итогам октября положительный результат продаж показали Nissan, Mercedes, Mazda, Skoda, Mitsubishi, УАЗ и другие.
Другие меры
В попытке ограничить снижение авторынка правительство в 2014 году принимало ряд других мер.
В июле был введен запрет на госзакупки автомобилей иностранных марок, произведенных вне территории России, Белоруссии или Казахстана. Как во вторник сказал Мантуров, один из немногих, не имеющих производства автомобилей в РФ производитель Mercedes скоро может организовать его - обсуждаются Москва, Московская область и Татарстан.
Весной также выделялись средства на субсидирование субъектам РФ закупки муниципального транспорта на газомоторном топливе на сумму 3,7 млрд руб. Еще около 2,3 млрд руб. предусмотрено на приобретение 3,5 тыс. автомашин для нужд МВД в рамках реализации программы по государственной закупке специальной автомобильной техники, которая является совместной инициативой Минпромторга и МВД.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил проработать вариант введения "экологического налога" для автомобилей, Минпромторг сообщил, что проработает этот вопрос.