МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Количество транзитных полетов в воздушном пространстве России в апреле - октябре упало почти на 11%, до 156,3 тыс., следует из данных Росавиации об интенсивности воздушного движения.
Транзит в воздушном пространстве - это перелет иностранной авиакомпании с посадкой или без в аэропортах России. В российском небе есть трансполярные, кроссполярные, транссибирские, азиатские, трансвосточные маршруты.
В первом квартале 2014 года количество транзитных полетов выросло на 3%. Но с апреля началась отрицательная динамика - сначала падение составило 2,3%, затем усилилось до 8,5% (июль), а в августе количество транзитных полетов над Россией сократилось сразу на 16%. По итогам октября сокращение транзита превысило 20% в сравнении с октябрем 2013 года.
В итоге за семь месяцев - с апреля по октябрь - падение составило 11%. С учетом первых трех месяцев года падение транзита к концу октября составило 6,75%. Всего было выполнено около 227,5 тыс. таких полетов.
Транзит украинских авиакомпаний через воздушное пространство России, который был ограничен в августе по решению российских властей, внес незначительный вклад в общую долю падения транзита.
За десять месяцев 2014 года украинские перевозчики совершили на 5% меньше транзитных полетов через Россию, чем за аналогичный период прошлого года. Это следует из данных, представленных ТАСС во ФГУП "Госкорпорация по Организации воздушного движения" (ОрВД).
Но доля всего украинского транзита в общем потоке - минимальна: за 10 месяцев 2013 года она составляла 2,3%, а к ноябрю 2014 года даже увеличилась - до 2,4%.
Среди иностранных авиакомпаний, летающих через воздушное пространство России, лидируют азиатские и европейские перевозчики. На Air China в 2013 году приходилось 5,9% налета, германскую Lufthansa - 5,8%, Korean Airlines - 4,6%, гонконгскую Cathay Pacific - 4%, на Air France - 3,8% (данные взяты из заключения Экспертного совета при правительстве на долгосрочную программу "Госкорпорации по ОрВД").
Вне России
Стремительное падение транзита главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий объясняет тем, что из-за закрытия воздушного пространства Восточной Украины азиатские и европейские перевозчики перенаправили маршруты южнее воздушного пространства России.
"После вступления Крыма в состав России Евроконтроль по требованию украинских авиавластей закрыл значительную часть воздушного пространства над Черным морем, - напомнил эксперт. - Перед европейскими и азиатскими перевозчиками встал выбор: полет над Восточной Украиной с дальнейшим входом в воздушное пространство России - в зону Ростовского центра ОрВД, обслуживающего полеты по маршруту "Центральная Европа - Юго-Восточная Азия (Таиланд, Сингапур, Австралия, Китай, Малайзия)", или полет южнее, увеличивающий трассу, а значит, более дорогой".
Этим фактором Синицкий объясняет небольшое - на 2-3% - падение транзита через Россию во втором квартале.
В июле произошла катастрофа Boeing 777 компании Malaysia Airlines, воздух Восточной Украины был закрыт для полетов на всех высотах, и перевозчики при следовании из Центральной Европы в Юго-Восточную Азию вынужденно перешли на эксплуатацию южных маршрутов, проходящих вне воздушного пространства России.
"Поэтому с июля фиксируется стремительное падение транзита через Россию", - пояснил эксперт.
Впрочем, говорит Синицкий, есть и экономический фактор - европейские забастовки, в том числе сотрудников авиакомпаний Lufthansa и Air France, которые также оказали влияние на количество полетов этих перевозчиков в воздушном пространстве России.
Транзитные полеты в структуре воздушного движения России занимают долю 18,3% (в прошлом году к ноябрю было 20,5%).
В общей сложности за 10 месяцев 2014 года российские авиадиспетчеры обслужили более 1,242 млн полетов (международных, внутренних и транзитных), рост составил 4,51% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года.
Но, как следует из статистики Росавиации, начиная с марта рост интенсивности полетов замедлился, а с сентября компании начали сокращать полеты. По итогам октября, в частности, падение составило 5,23%.