БРЮССЕЛЬ, 9 декабря. /Корр. ТАСС Денис Дубровин/. Вместо "Южного потока" ЕС решил строить терминалы сжиженного газа, тянуть свои газопроводы на Каспий, разрабатывать газовые месторождения на шельфе Черного и Средиземного морей, а также создавать "систему вертикальных газопроводов" между Юго-Восточной и Центральной Европой. Весь этот процесс продлится как минимум до конца десятилетия, а сколько на это потребуется средств, пока не посчитали.
Таковы главные результаты состоявшейся встречи министров энергетики восьми стран ЕС, входивших в этот проект - Болгарии, Венгрии, Словении, Австрии, Хорватии, Италии, Греции и Румынии, созванной по инициативе зампредседателя Еврокомиссии (ЕК) по Энергетическому союзу Мароша Шефчовича. Эта встреча прошла "на полях" последнего в этом году планового заседания Совета ЕС на уровне министров энергетики, транспорта и телекоммуникаций. Таким образом, ни еще не вступившая в Евросоюз Сербия, ни российская сторона на нее приглашены не были.
"Неофициальный отказ" и рабочая группа
Участники встречи намекнули в итоговом заявлении на свою надежду, что решение России может быть не окончательным, отметив, что оно носило "неофициальный характер". "Страны ЕС отметили неофициальный характер этого решения и уполномочили заместителя председателя ЕК (по делам Энергетического союза Мароша Шефчовича) прояснить ситуацию с российской стороной", - отмечается в заявлении Еврокомиссии по итогам встречи с министрами энергетики восьми стран.
Как пояснил ТАСС источник в ЕК, речь идет не о том, что страны ЕС сомневаются в заявлении президента России, а об отсутствии формальных письменных уведомлений со стороны РФ об отказе от проекта.
Кроме того, теперь уже бывшие страны-участницы проекта "Южный поток", входящие в ЕС, создали с ЕК "рабочую группу высокого уровня". Ее цель - "координация усилий по облегчению развития и выполнения как трансграничных, так и трансъевропейских проектов, которые позволят обеспечить диверсификацию газовых поставок в регион".
План газовых действий и вертикальные коридоры
Первой задачей этой рабочей группы станет "разработка плана действий по интеграции энергетических рынков Центральной и Юго-Восточной Европы". "Интеграция газовых рынков потребует создания необходимой инфраструктуры и использования гармонизированных правил на благо всех потребителей в регионе (Юго-Восточной Европе). Это может быть достигнуто путем реализации ключевых региональных проектов, таких как строительство терминалов сжиженного газа, связанных с трубопроводной системой "Южного газового коридора" или с разработкой и транспортировкой газа на оффшорных месторождениях Черного и восточной части Средиземного морей", - говорится в заявлении ЕК.
Помимо этого, в документе в очередной раз подчеркивается декларируемая в ЕС с 2009 года необходимость "строительства вертикальных газопроводов по оси Север-Юг с возможностью двусторонней прокачки газа". В заявлении подчеркивается, что такие газопроводы необходимо строить, "особенно между Болгарией и соседними странами".
В этом контексте Греция, Болгария и Румыния даже подписали сегодня отдельное совместное заявление о необходимости создания такого "вертикального газового коридора", соединяющего эти страны. Пока - только в формате декларации о намерениях.
Инвестиции вместо компенсаций
Страны "Южного потока" не получат компенсаций ЕС за свертывания данного проекта, сообщил ТАСС европейский источник в кулуарах встречи. "Вопрос о компенсациях не обсуждается. Еврокомиссия уже четко разъяснила, что сорвавшиеся совместные проекты с третьими странами не могут быть поводом для получения компенсации из бюджета ЕС", - отметил он.
Вместе с тем, источник подчеркнул, что Евросоюз намерен "повысить приоритет создания новых энерготранспортных проектов, для обеспечения энергобезопасности стран Южной Европы" в долгосрочной перспективе. "Речь идет об активизации строительства горизонтальных проектов в рамках "Южного газового коридора", которые позволят обеспечить приток в Европу газа из Каспийского региона, а также вертикальных проектов - в рамках концепции "Соединяя Европы", которые обеспечат потоки газа с севера на юг и обратно", - сообщил он. Это необходимо "для обеспечения возможности транспортировки газа внутри Европы из регионов, где есть избыток газа, в регионы, где ощущается его нехватка для создания полноценного газового рынка".
Финансирование проектов
Отвечая на вопрос об источниках финансировании этих энерготранспортных проектов, дипломат заявил, что ЕС будет использовать инвестиции из бюджета сообщества и привлекать средства частных инвесторов. Он признал, что эта проблема очень сложна, поэтому вопрос может быть вынесен на ближайший саммит Евросоюза 18-19 декабря.
"Постройка энергетической инфраструктуры требует крупных инвестиций, поэтому этот вопрос может быть поднят на предстоящем саммите, - отметил он. - Реализация всего этого строительства потребует, в лучшем случае, не менее пяти лет".
Запуск газа
"Первый газ по "Южному газовому коридору" из Каспийского региона должен поступить в Европу к 2019 году", - заявил после заседания Совета ЕС Марош Шефчович. Впрочем, в 2009 году, когда проект "Южного коридора" только был запушен, говорили "о первом газе" по этому направлению к 2014 году.
По словам Шефчовича, концепция "Южного газового коридора" становится одним из приоритетов после отказа РФ от строительства "Южного потока". Он также отметил, что министры рассмотрели сегодня "возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта", а также "оказания содействия" в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.
Во всяком случае, по словам еврокомиссара, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов в рамках "Южного коридора". "В ходе контактов с властями Азербайджана и Турции я получил заверения, что они привержены созданию проектов в рамках "Южного газового коридора", включая Транскаспийский газопровод", - подчеркнул Шефчович.
"Южный газовый коридор"
"Южный газовый коридор" - это европейская концепция доставки газа, основанная на системе локальных газопроводов, которые должны обеспечить газовые поставки в страны ЕС из региона Каспийского моря в обход России. Этот проект был запущен в 2009 году. Он включает серию проектов газопроводов, в том числе, сомнительный с точки зрения перспектив реализации "Белый поток" (Грузия-Украина-ЕС), Трансадриатический газопровод, а также фактически провалившийся проект "Набукко". Важным элементом функционирования "Южного газового коридора" должен стать Транскаспийский газопровод.
Среди партнеров ЕС по "Южному газовому коридору" называют Азербайджан, Туркменистан, Грузию, Казахстан, Турцию, Ирак, Египет, а также потенциально Иран и Узбекистан. Геополитические проблемы остаются одним из серьезных препятствий для инвестиционной привлекательности всей этой системы.
Таким образом, фактически монополистом в поставках газа на юг Европы может оказаться Турция, поскольку именно на нее Россия переориентирует бывший "Южный поток". Кроме того, именно эта страна остается островком геополитической стабильности в регионе и наиболее естественным транзитным направлением для "Южного газового коридора" ЕС. Перспектива газовой зависимости от Турции, по крайней мере на своем южном фланге, устраивает Евросоюз не намного больше, чем зависимость от России. Анкара в этом случае резко усилит свое влияние на Брюссель, и это в условиях, когда ее отношения с ЕС далеки от идеальных.
Евросоюз с 2005 года затягивает переговоры о приеме в свой состав Турции. При этом реальных шансов на вступление у Анкары в обозримой перспективе нет: по меньшей мере три страны ЕС - Франция, Греция и Кипр - уже официально объявляли, что заблокируют этот процесс, если дело дойдет до принятия соответствующего решения. Кроме того, ЕС все более критически относится к "случаям ограничения прав и свобод граждан" в этой стране. Конечно, Турция является членом НАТО, но в экономических вопросах этот тезис играет не столь большую роль.
Чтобы не допускать чрезмерного усиления Анкары ЕС придется переориентировать часть поставок газа в Южную Европу на закупки сжиженного газа, о строительстве морских терминалов для транспортировки которого Совет ЕС также упомянул в своем заявлении. В этой связи Евросоюз должен будет не только потратить десятки миллиардов евро на строительство новой газовой инфраструктуры, но и в отдаленном будущем будет получать по ней газ по ценам заметно выше российских.
В результате ЕС удастся повысить свою энергетическую независимость от России и соблюсти все нормы "третьего энергопакета". Впрочем, последний тезис может быть не совсем верен. Хотя еврокомиссар Шефчович и заявил по итогам встреч министров энергетики, что "соблюдение норм Евросоюза, в частности, "третьего энергопакета" - это ключевое требование для всех инфраструктурных проектов в ЕС, какая бы страна их не реализовывала", но он, видимо, забыл о решении Еврокомиссии, принятом в мае 2013 года. Тогда ЕК вывела из под действия "третьего энергопакета" сроком на 25 лет проект "Трансадриатического газопровода", который является частью "Южного транспортного коридора".
Проект Восточно-Средиземноморского трубопровода
Еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович проявил интерес к инициативе по созданию Восточно-Средиземноморского трубопровода, однако считает его "достаточно сложным с технической точки зрения". Об этом он заявил на пресс-конференции в Брюсселе после заседания Совета ЕС на уровне министров энергетики, транспорта и телекоммуникаций.
Проект создания трубопровода, по которому природный газ с офшорных месторождений Израиля и Кипра поступал бы в Грецию и далее в Италию, активно лоббируется правительствами этих стран. Они добиваются от Еврокомиссии (ЕК) выделения средств на проведение исследования по технико-экономическому обоснованию нового газопровода.
Помимо общей встречи с Шефчовичем глав энергетических ведомств заинтересованных государств за исключением израильского министра, который не смог прибыть в Брюссель из-за политической ситуации в своей стране, отдельную беседу с еврокомиссаром провел министр энергетики, торговли, промышленности и туризма Кипра Георгиос Лаккотрипис.
В опубликованном заявлении Бюро прессы и информации правительства Кипра говорится, что министры подчеркнули значение для энергетической безопасности ЕС предлагаемого коридора поставок природного газа, поскольку он "проходит исключительно через страны блока и, таким образом, полностью отвечает интересам и задачам Евросоюза". Они также сообщили, что предполагаемая мощность "Восточно- Средиземноморского коридора" составит 8-12 млрд кубометров.
В заявлении отмечается, что "Шефчович признал значение обнаруженных в исключительной экономической зоне республики запасов природного газа и подтвердил намерение Европейской комиссии внести вклад в усиление энергетического сотрудничества в юго-восточной части Средиземного моря".
В беседе с журналистами Шефчович заявил, что "предложенный Грецией и Кипром газопровод с технической точки зрения выглядит достаточно сложным". По его словам, ЕК обсудит возможность оказания помощи в проведении работы по технико-экономическому обоснованию проекта. Еврокомиссар подчеркнул, что это будет лучшим вариантом действий на данный момент.