15 января 2015, 18:56

Минтранс рассчитывает, что инвестор нового аэропорта в Иркутске будет выбран в 2015 году

Предварительная договоренность достигнута с госкорпорацией "Ростех" и "Роснефтью"

МОСКВА/ИРКУТСК, 15 января. /ТАСС/. Минтранс России рассчитывает, что правительство Иркутской области привлечет инвестора нового аэропорта в Иркутске к реализации проекта до конца 2015 года. Об этом сообщил ТАСС заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. Предварительная договоренность достигнута с госкорпорацией "Ростех" и "Роснефтью", сообщил журналистам губернатор региона Сергей Ерощенко.

"Старт реализации проекта государственно-частного партнерства в течение этого года позволит приступить к фактическому созданию нового авиатранспортного узла в 2016 году и к 2020 году ввести его в строй", - пояснил Окулов.

Акции в обмен на новый аэропорт

31 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность Иркутской области 100 проц акций ОАО "Международный аэропорт Иркутск", имущественного комплекса аэродрома Иркутска и после завершения реконструкции - периметрового ограждения. Условием передачи названы модернизация действующего аэропорта на условиях государственно-частного партнерства (предполагаются инвестиции в размере не менее 1,1 млрд рублей), а также строительство нового аэропорта.
Правительству Иркутской области предстоит привлечь в проект не менее 20 млрд рублей, сказано в указе президента. В итоге пассажиропоток авиаузла к 2020 году увеличится почти в 2 раза - до 3 млн человек в год.

Иркутский аэропорт по итогам 2013 года обслужил более 1,5 млн пассажиров (предварительные итоги 2014 года - более 1,65 млн человек). Согласно материалам компании, выручка в 2013 году почти достигла 2 млрд рублей (прогноз по 2014 году - более 2,1 млрд рублей). Последние семь лет аэропорт прибылен. В частности, 2014 год аэропорт рассчитывает закрыть с прибылью около 380 млн рублей.

Но авиаузел, основанный еще в 1925 году, находится в черте города. Вопрос о выносе аэропорта за город поднимался еще в советское время, напомнили в Минтрансе. Вернулись к этой задаче в 2000-е, в том числе из-за высокой аварийности при эксплуатации аэродрома. Иркутский аэродром считается одним из "сложных": имеет уклон взлетно-посадочной полосы (ВПП). В 2006 году здесь произошла катастрофа А310 авиакомпании "Сибирь", когда при посадке реверс одного из двигателей перешел в режим взлета, экипаж не смог остановить машину, и она, выкатившись за ВПП, врезалась в гаражный комплекс, построенный у аэродрома. К 2011 году полоса была увеличена, но инфраструктурные ограничения в аэропорту сохраняются.

Так, у аэродрома есть ограничения по массе самолетов: например, прием широкофюзеляжных самолетов типа Boeing 747 и A330 возможен не чаще раза в сутки. То же - по Ан-124 "Руслан". Взлет грузовых самолетов возможен только по курсу от города. Эти ограничения сдерживают развитие аэропорта и делают его непривлекательным для использования в качестве транзитного грузовыми авиакомпаниями, отмечают в Минтрансе.

Федеральные власти зарезервировали 22 млрд рублей на создание аэродрома на новом месте. Эти деньги прописаны в транспортной ФЦП на период 2015-2020 годы. Региональным властям предстоит привлечь инвестиции в создание аэропортового комплекса и сопутствующей инфраструктуры. Осенью 2013 года "Корпорация развития Иркутской области" (создана правительством области) и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ, структура ВЭБ) заключили соглашение по формированию инвестпроекта. На 2015 год Иркутская корпорация планирует подготовку конкурсной документации по проекту.

"Для формирования проекта и создания условий, необходимых и достаточных для привлечения частного партнера, будет разработана концепция проекта, определены стратегические, маркетинговые, технические, финансово-экономические и организационно-правовые условия его реализации, разработаны проекты конкурсной документации для отбора частного инвестора", - сообщили ТАСС в пресс-службе ФЦПФ.

"Иркутский проект может быть реализован по аналогии с созданием нового аэропорта в Ростове-на-Дону", - пояснил Окулов. Частным партнером по ростовскому авиаузлу стала УК "Аэропорты регионов" (группа "Ренова"), создавшая СП с областью для управления действующим аэропортом и взявшая на себя обязательства по созданию нового аэропорта. Предполагается, что ростовский аэропорт (расположен в черте города, как и иркутский) будет закрыт после введения строй нового аэропорта, и участники СП смогут использовать высвободившуюся в черте Ростова-на-Дону землю по своему усмотрению для частичной окупаемости инвестиций.

Якорные инвесторы

Интерес к участию в иркутском проекте ранее проявили ведущие аэропортовые холдинги России. "Инвесторы стоят в очереди, потому что мы показали эффективность. Сделали аэропорт прибыльным, и будем на этой прибыли развивать транспортную инфраструктуру, в частности, строить скоростной железнодорожный транспорт", - сообщил сегодня журналистам губернатор Ерощенко.

Но основными претендентами на вхождение в уставный капитал "Международного аэропорта Иркутска" являются "Ростех" и "Роснефть", добавил губернатор. "Ограничений по приватизации у нас нет, если будет соответствующие готовность и вложения инвесторов, это могут быть и 100 процентов /акций/", - сказал Ерощенко. "Ростех", по его словам, займется созданием на базе существующей инфраструктуры центра обслуживания самолетов Boeing, а "Роснефть", которая вместе с регионом владеет заправщиком "в крыло" Восточно-Сибирской топливной компанией", - созданием центра топливного обеспечения.

Конкурс на проектировку нового аэропорта будет объявлен в ближайшие две недели, добавил губернатор.