ОСЛО, 13 февраля. /Корр. ТАСС Юрий Михайленко/. Глава норвежской авиакомпании Norwegian Air Shuttle ASA (входит в десятку крупнейших авиаперевозчиков Европы) Бьёрн Чус обратился к правительству королевства с запросом о закрытии воздушных транзитных маршрутов над Норвегией для российских авиаперевозчиков. Как сообщает в пятницу деловое издание Dagens Næringsliv, таким образом Чус отреагировал на отказ российских властей предоставить Norwegian право транзитного пролета над территорией РФ.
"С огнем надо бороться огнем. Норвегия должна сказать России, что закроет для нее воздушные коридоры до тех пор, пока та не откроет свои. Тогда российские авиакомпании не смогут, к примеру, летать из Москвы в Нью-Йорк по прежним маршрутам, и счет станет 1:1", - сказал Чус.
Представитель норвежского минтранса Том Като Карлсен заявил изданию, что правительство уже обратилось к российским властям с просьбой объяснить причины решения, принятого в отношении Norwegian.
"Пока рано делать какие-либо выводы, - подчеркнул Карлсен, отвечая на вопрос о том, действительно ли руководство страны рассматривает возможность закрытия неба над королевством для российских транзитов. - Российские власти знают о том, что отказ от предоставления норвежским компаниям права транзитного пролета над территорией РФ согласно действующим договоренностям между нашими странами может грозить серьезными последствиями российским авиаперевозчикам, летающим над Норвегией".
В 2013 году норвежская компания лоукостер начала осуществлять дальние перелеты, закупив несколько "Боингов-787 Дримлайнер". Один из таких маршрутов соединяет Осло и Бангкок, однако, выполняя его, лайнеры Norwegian вынуждены облетать российскую территорию, каждый раз теряя на этом не менее 50 минут времени и дополнительные сотни литров горючего.
Глава компании утверждает, что неоднократно обращался к российским властям с просьбой о предоставлении его компании права транзита, однако официальный ответ Norwegian получила лишь в 23 января этого года. По словам Чуса, в нем говорится, что действующее соглашение между королевством и РФ о воздушном сообщении не позволяет выдать такое разрешение норвежской компании. При этом Чус обращает внимание на то, что через территорию России свободно летают другие авиаперевозчики, базирующиеся в странах Скандинавии - в частности "САС - скандинавские авиалинии" (SAS) и ирландская Ryanair Ltd.
Как SAS, так и Norwegian осуществляют регулярные прямые рейсы из Норвегии в Россию. SAS при сотрудничестве с "Аэрофлотом" - из Осло в Москву, а Norwegian - из Осло в Санкт-Перетбург.
В последнее время Norwegian сталкивается со значительными трудностями при расширении своей деятельности. В 2014 году акции компании потеряли четверть своей стоимости из-за многочисленных неполадок с первыми "Дримлайнерами". Компания была вынуждена отменять рейсы и выплачивать пассажирам существенные компенсации. Хотя за последние пять месяцев акции компании и отыграли эти потери, в феврале их стоимость вновь начала резко падать на фоне сообщений о готовящейся забастовке сотрудников и начавшегося в Стокгольме судебного разбирательства, инициированного недовольными клиентами компании.
Кроме того, мощное лобби американских авиаперевозчиков и профсоюзов настаивают на том, что "дочка" норвежской компании - Norwegian Air International - не должна совершать рейсы в аэропорты США, так как, зарегистрировавшись на территории Ирландии и добившись разрешения нанимать пилотов и бортпроводников в странах Азии, она, по сути, получила возможность обойти большую часть как американских, так и норвежских законов, защищающих права трудящихся. Данный спор тянется уже больше года.